Мазут с танкера «Волгонефть-239», потерпевшего крушение в Керченском проливе, откачают до конца января, сообщает Минтранс. Ход работ проконтролировали сегодня вице-премьер Виталий Савельев и глава Министерства Роман Старовойт.
К месту аварии проложили временную дорогу и заканчивают строить насыпь вокруг кормы, которая создаст защиту от штормов и позволит начать слив мазута. Загрязненную акваторию изолировали бонами.
Нефтепродукты собирают с помощью баржи и вручную. Их планируют вывозить на две специально отведенные площадки для утилизации отходов, оборудованные по требованиям Роспотребнадзора. Первую партию в герметичных вагонах отправят сегодня по железной дороге.
На пляжах Анапы продолжается уборка загрязненного грунта. Сейчас волны выносят в основном мелкую фракцию мазута, его отделяют от песка прямо на побережье. В море поставили сети и прокопали траншеи, чтобы сдержать выбросы, создав тройную защиту пляжей.
Ситуация в районе Анапы изменилась в лучшую сторону. «Сейчас в песке много мелких частиц, убрать их можно только вручную. Работа непростая, но настроение хорошее, потому что я увидел, как все изменилось за последние 10 дней», – поделился фермер, приехавший на очистку берега из Крыма. У волонтеров сейчас нет проблем с инвентарем, средствами индивидуальной защиты, они обеспечены всем необходимым для работы.
Однако в соцсетях люди сетуют, что активные действия по ликвидации последствий ЧП власти начали предпринимать слишком поздно. Крушение танкеров в Керченском проливе произошло 15 декабря, через два дня появилась информация о первых мазутных пятнах на побережье Анапы. Режим ЧС краевого уровня был объявлен лишь через 10 дней после аварии, хотя местные жители просили сделать это раньше: он позволил бы привлечь больше сил и средств для устранения последствий.
Сразу же после появления первых загрязнений добровольцы начали очищать пляжи. Но им явно не хватало организации. «Одна группа говорит одно, другая – другое, говорят, что мы им не нужны», – рассказали люди, приехавшие в Анапу, корреспонденту холдинга Ксении Собчак «Осторожно, Media». Волонтеры работали без защитных средств, без координационных центров.
«Когда мы смотрели горячую линию президента, нам сказали, что все под контролем. А мы видим, что его нет», – говорили волонтеры в конце декабря. Очевидно, крупные нефтяные пятна лучше убирать с помощью машин: «Техника, которая есть в Краснодарском крае, должна быть вся здесь, потому что ее не хватает».
Пока налаживали работу, потеряли драгоценное время. Если загрязнения долго не вывозить, мазут проникает в песок, и с каждым днем нужно вывозить все больше.
Но главное, продолжалась утечка нефтепродуктов из потерпевшего крушение танкера. В новогоднюю ночь шторм в Анапе выбросил на берег очередную порцию. В общей сложности в море оказалось около 5 тыс. тонн мазута, а площадь загрязнения береговой линии в Краснодарском крае достигла 54 км: 44 км в Анапе и 10 км – в Темрюкском районе.
По словам специалистов, администрации стоило учесть опыт подобной аварии, произошедшей в 2007 году, тогда в Керченском проливе из-за шторма затонули четыре судна. «На песчаных пляжах Анапы пятна мазута встречались в течение нескольких лет», – вспоминает местный житель. «У властей на такой случай должен быть "тревожный конверт", где должно быть все расписано, – сказал журналисту «Осторожно, Media» эколог Георгий Каваносян. – Кто что должен делать, где находятся объекты по приему отходов, где находятся мощности по их утилизации? Где сорбирующие боны, которые защищают берег, где СИЗы? Все это должно быть заготовлено и сработать как часы».
Тем временем под вопросом оказались перспективы курортного сезона. Со стороны ученых уже звучат предложения закрыть пляжи Анапы, так как порядка 5 тыс. тонн плотных фракций мазута осело в толще воды и может всплыть при потеплении. По информации туроператоров, туристы пока не отказываются от бронирований отдыха в Анапе, но новые продажи притормозились.