Редакция TourDom.ru предложила спрогнозировать развитие ситуации в туризме представителям российских гостиниц. Отельеры уже прочувствовали влияние последних событий, но уверяют: катастрофических последствий нет.
Как идут продажи
От отдыха в России туристы не отказываются. По словам экспертов, отмен было немного. Продажи на ближайшие даты продолжаются, но заметно притормозилось раннее бронирование, которое и так имело совсем небольшую глубину. «Это многим не нравится – сложно планировать и прогнозировать свою деятельность, поскольку все оплаты от гостей происходят здесь и сейчас, за несколько дней до заезда», – отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
И все же раннее бронирование есть – некоторые туристы готовы планировать летний отдых в 2023 году уже сейчас. Как рассказал руководитель УК «Ателика» Алексей Высоканов, продажи на следующее лето идут, правда, для обеспечения объемов пришлось уступить в цене. «Мы хорошо стартовали, но в 20-х числах сентября спрос пропал. Чтобы его активизировать, мы объявили акцию со скидками до 40% – они принесли результат». По словам эксперта, отмен бронирований на следующий летний сезон нет.
Ждать ли роста спроса на Новый год?
Отели, которые сформировали интересные предложения на зимние каникулы, имели продажи уже в августе-сентябре. Сейчас здесь небольшое затишье. Впрочем, это некритично для загрузки объектов на этот период, считают наши собеседники. Новогоднего всплеска отельеры ждут, но позже. Как показывает динамика последних лет, он приходится на конец ноября и первую половину декабря.
В отелях не хватает людей
Последние события влияют не только на продажи. Частичная мобилизация, опасаются отельеры, может привести к нехватке персонала. А дефицит в отрасли, по оценкам экспертов, и без того в районе 20–30% от штатной численности. Прежде всего это может повлиять на работу ресторанов и кафе при отелях. Также мужчины составляют большую долю администраторского состава. «Если для больших игроков рынка мобилизация нескольких сотрудников будет менее ощутимой, то малые гостиницы переживут эту потерю гораздо сложнее», – считает исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и Татарстана Александра Юшутина.
Как изменится спрос
Еще один эффект, который может принести частичная мобилизация отельерам, заключается во временном сокращении потенциальной платежеспособной аудитории, которая предпочитала комфортное размещение в отелях вместо более дешевых квартир с посуточной арендой, гостевых домов и т. п. «Под призыв в первую очередь подпадает экономически активное население. То есть потенциально, на время действия мобилизации это минус 300 тыс. И даже не человек, а домохозяйств», – отметил Вадим Прасов. Плюс из списка потенциальных клиентов выпадают те, кто самостоятельно выехал из России в последние 2 недели. Это тоже аудитория, которая готова платить.
И в заключение
«Позитива не очень много, но подчеркну: ситуации “никто не едет – надо закрываться” у отельеров нет. Да, она непростая, но не катастрофическая. Просто дайте туристам время – это чистая психология», – резюмирует Вадим Прасов.
Ранее TourDom.ru публиковал мнения специалистов внутреннего и выездного туризма о перспективах отрасли в стране:
Массовый выездной туризм: что от него останется
Скажите туристам, что они не мобилизованы, и продажи вернутся