Консалтинговая компания КБ Стрелка, специализирующаяся на планировании городских пространств, представила индекс туристической привлекательности регионов. При его составлении исследователи соотнесли отзывы туристов о поездках по России (в социальных медиа, блогах, на сайтах-агрегаторах и т. д.) и объем туристического потока. Были охвачены все регионы России, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Объекты исследования разделили по категориям: материальное наследие (здания, картины, скульптуры, памятники), нематериальное (музыка, кулинария, язык, традиции, литература), природа, событийная программа, технологии и производство, туристическая инфраструктура.
Лидером рейтинга по привлекательности материального наследия стал Крым. О нем туристы написали больше всего отзывов. Однако преобладают негативные – 38%, позитивных 35% и 27% нейтральных. За ним идет Удмуртия и Пермский край.
В то же время в позитивном ключе больше всего высказываний (57%) среди всех исследуемых текстов было о Якутии. Негативных – 27%. Оставшиеся 16% нейтральные.
Самым обсуждаемым регионом по такому показателю, как нематериальное наследие, стал Татарстан. Позитивно его оценили 35%, негативно 9% и нейтрально 56%. Следом идут Крым и Чечня. Зато Алтайский край получил в этой категории больше всего положительных отзывов – 85%.
Больше всего высказываний о природе собрал Краснодарский край. Правда, в позитивном ключе ее описали лишь 12% посетивших регион. 79% высказались о ней нейтрально, еще 9% – негативно. Лидерами по этому показателю стали также Крым и Якутия. А хвалили после посещения природу Калмыкии (76%), Нижегородской и Калужской областей (по 72%), Адыгеи и Дагестана (по 60%), Приморского края (57%), а также Карелии и Ленинградской области (по 56%).
В плане проходящих интересных событий люди выделили Крым (12% позитивных отзывов, 9% негативных и 79% нейтральных), Татарстан и Удмуртию. Однако максимальное число позитивных отзывов досталось Ингушетии. Положительно оценили также Хабаровский край (31%), Кубань и Дагестан (по 30%).
Относительно привлекательности технологий и производства больше всего текстов было о Краснодарском крае (89% позитивных), Крыме и Удмуртии.
Наконец, качество туристической инфраструктуры активно оценивали после поездки в Крым. Доля позитивных комментариев составила 17%, негативных – 37%, оставшиеся 45% были нейтральными. Также в топе обсуждений Краснодарский край и Татарстан. А высоко качество оценили в Кабардино-Балкарии (66%), Красноярском крае (53%), Адыгее (50%) и Хакасии (39%).
Исходя из полученных данных, КБ Стрелка делит регионы на 4 группы: особые, известные, скромные и малозаметные.
К первой относятся такие республики, как Хакасия, Якутия, Удмуртия и Чечня. Число отзывов о них выше среднего и преобладают положительные. Однако, несмотря на это, поток туристов туда остается сравнительно низким. Они не воспринимаются путешественниками как важные туристические направления, хотя поездка в эти регионы может приятно удивить. Значительную долю и от общего числа отзывов, и от числа позитивных комментариев составляют тексты о культурной самобытности и уникальном местном колорите. Такой туристический опыт, отмечается в исследовании, можно сравнить с посещением другой страны. Поэтому у этих регионов есть потенциал и их образ может работать на увеличение турпотока.
В известные вошли основные туристические направления: Краснодарский край, Крым, Алтай и Алтайский край, Московская область, Татарстан, Камчатка и другие – всего 15 регионов. Число отзывов о них выше среднего, однако преобладают отрицательные. Как правило, они привлекают своими достопримечательностями и природными особенностями. Но могут разочаровать качеством туристической инфраструктуры, которой было посвящено большинство негативных комментариев об этих регионах. Исследователи считают, что российское Черноморское побережье выиграло в условиях пандемии. Но когда откроются все популярные среди наших туристов зарубежные пляжные направления, этим областям придется улучшать качество обслуживания, места размещения, транспорт, экскурсионные программы, если они хотят оставаться в лидерах.
К скромным отнесли те регионы, число отзывов о которых ниже среднего, хотя и преобладают положительные. Это, к примеру, Адыгея, Мордовия, Калмыкия. Их проблема, как полагают специалисты Стрелки, в недостаточном продвижении туристического продукта на рынке. В то же время посетившие их туристы, как правило, остаются довольны.
К сожалению, самую большую группу составляют регионы, о которых мало отзывов, да еще и с преобладанием отрицательных. Это 56 из 82, прошедших оценку по индексу. Причем в их число вошли многие зоны европейской части России, где расположено больше всего объектов культурного наследия и которые доступнее других для туристических поездок. Здесь выделяется подгруппа, которая, несмотря на низкую популярность в социальных медиа и скорее негативный образ, привлекает значительное количество туристов. Туда входят, например, Владимирская, Иркутская, Калининградская и Нижегородская области. Как говорится в исследовании, здесь есть достопримечательности, которые интересны посетителям, однако они не используются для комплексного развития туризма там.
А такие области, как Вологодская, Ивановская, Костромская, Новгородская и Псковская, хотя и обладают достопримечательностями, но остаются недостаточно привлекательными для туристов. Причина в том, что среда и культура там мало отличается от повседневной, окружающей большинство россиян.
КБ Стрелка пришла к выводу, что российские туристы всегда готовы провести время на природе. Ее описанию посвящены 23% анализируемых текстов и в более 30% случаев они позитивные. Поэтому тем регионам, в которых мало других достопримечательностей, стоит обратить внимание на развитие именно природных территорий. Тем более что их можно найти в любой части страны. Выяснилось также, что российских туристов привлекает самобытная культура: музыка, танец, кулинария, язык, традиции, ремесла, религия. Нематериальное наследие оказалось на третьем месте в объеме всех отзывов. Продвижение туризма впечатлений не требует больших затрат, но нуждается в творческих идеях и нестандартных решениях. А главным и общим недостатком названа инфраструктура. 29% всех отзывов касались ее плохого качества. Это то, что больше всего раздражало туристов, – среди негативных комментариев о плохих гостиницах, транспорте и питании высказались 44%.