Эксперты оценили проект китайской платежной системы UnionPay, которая начала предлагать на российском рынке скидки до 30 % при расчетах ее картами в рамках программы «Вокруг света с UnionPay!» Известно, что больше всего точек, где можно сэкономить с помощью этой системы, располагается в Китае и странах Юго-Восточной Азии. В России же количество таких объектов пока небольшое: сеть кинотеатров, ресторан, розничная сеть и несколько отелей.
Мнения экспертов о новом проекте разделились. Вадим Янборисов, директор по развитию компании Uniteller, которая принимала участие в разработке бонусной программы, считает, что она максимально адаптирована для российского рынка и позволит UnionPay со временем встать в один ряд с такими крупными игроками, как MasterCard и VISA. «За каждую покупку по карте в компании-партнере система выплачивает процент от потраченной суммы. Магазины и прочие компании ничего не теряют. По-моему, это идеальные условия сотрудничества», – подчеркнул Янборисов.
Главный руководитель проектов управления электронной коммерции Альфа-Банка Андрей Лиманский предлагает не торопиться с выводами. По его мнению, для того чтобы занять ощутимую долю рынка, компании потребуется не один год. «Ничего нового в этой программе нет, сейчас все «покупают» клиента бонусами. Тот же кэшбек, по сути. UnionPay – это локальная система, больше характерная для Азии. Я не думаю, что за счет скидок она получит в России такое же широкое распространение, как ее более крупные конкуренты, особенно на этапе запуска. В перспективе 5–10 лет – возможно. Учитывая консервативность российского клиента, я сомневаюсь, что он решится на смену платежной системы», – подчеркнул Лиманский.
Что касается туристов, то, по мнению наблюдателей, скидки в Китае и ЮВА вряд ли простимулируют россиян на поездки в эти страны – всё будет зависеть от цены самой путевки. Скорее, бонусной программой чаще будут пользоваться китайцы, путешествующие по России. Напомним, в Ростуризме надеются, что перевод услуг на безналичный расчет поможет в выводе нелегальной составляющей из сферы обслуживания китайских туристов.
Впрочем, по словам экспертов, для того чтобы добиться ощутимого эффекта при помощи такого инструмента, пришлось бы сделать безналичные расчеты для гостей из Китая безальтернативными. А это утопия. «С точки зрения налогов это хорошо – при расчете Unionpay государство видит сумму сделки и взимает с нее налог. Правда, на то, по какой именно цене будет продан товар – с наценкой в 500% или больше, система повлиять не в силах, поэтому вопрос о закрытых магазинах как центрах получения сверхприбыли остается открытым», - полагает исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов.