Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Кто подстрахует туроператоров?

Разрыв связей с западным бизнесом вызывает вопросы

29.03.2022, 21:21
Кто подстрахует туроператоров?

Как минимум два крупных иностранных страховщика заявили в марте, что минимизируют свое присутствие в России. Итальянская Generali выводит своих представителей из совета директоров «Ингосстраха», французская AXA – из «РЕСО гарантия». Разрыв связей с западным бизнесом вызывает вопросы – как санкции повлияли на возможности перестрахования за рубежом и хватит ли ресурсов у отечественных компаний для обеспечения обязательств по уже имеющимся договорам, в том числе в туризме? Как оказалось, проблема совсем не в санкциях.

Редакция обратилась за комментариями к руководителю рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Юлии Алчеевой. Она подтвердила, что с марта зарубежное перестрахование стало недоступно. Однако в России еще в 2016 году была создана Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). В марте Банк России докапитализировал ее с 71 до 300 млрд руб., после чего РНПК приняла на себя 100% рисков по договорам, попавшим под санкционные ограничения. Кроме того, РНПК, как и Агентство по страхованию вкладов, имеет госгарантии. Таким образом, в случае если наступит крупное событие, из-за которого страховщикам не хватит ресурсов РНПК, правительство выделит дополнительные средства.

«Летать по штурманской линейке никто не будет». Что мешает возрождению производства отечественных самолетов?
«Летать по штурманской линейке никто не будет». Что мешает возрождению производства отечественных самолетов?
Мнение бывшего топ-менеджера АО «Компания “Сухой”»
Государство поставило задачу возрождения отечественного авиапрома. Реально ли наладить производство российских самолетов, тех самых «илов» и «тушек», которые были вытеснены импортной техникой? Редакция обратилась к одному из бывших топ-менеджеров АО «Компания “Сухой”», который дал собственную оценку ситуации на условиях анонимности.
HotLine.travel

По словам Юлии Алчеевой, всё это в первую очередь важно для отраслей, где риски несоизмеримо выше, чем в туризме, – например, авиации и космоса. Что касается туроператоров, то это «не те суммы, о которых стоит переживать». Так, по данным ВСС, если в начале 2020 года гражданская ответственность туроператоров перед туристами была застрахована на 16 млрд руб., то уже через год – менее чем на 10 млрд. Для сравнения – один космический запуск страхуется более чем на 4 млрд.

Для туризма проблема заключается вообще в другом: начиная с 2020 года страховщики отказываются от заключения новых договоров, считая риски неприемлемыми. Продлить уже действующие разрешают не всем. Между тем закон требует от туроператоров ежегодного подтверждения наличия страховки либо иной формы фингарантии.

Реальная альтернатива сейчас только одна – это пополнение фондов персональной ответственности в «Турпомощи» до требуемых законом 7% от общей стоимости турпродукта, реализованного за предыдущий год. Для справки: по состоянию на 1 января в реестре числилось 375 туроператоров, 235 из которых использовали в качестве финансового обеспечения фонды персональной ответственности «Турпомощи». 

Однако из-за паузы в полетах российских авиакомпаний за рубеж, инфляции и обесценивания рубля, закрытия воздушного пространства ряда стран для рейсов из России у турбизнеса не хватает оборотных средств, а значит, и ресурса для пополнения фондов. В марте туроператоры, которые не успели или не смогли продлить договоры страхования ответственности на новый срок, получили от правительства отсрочку – они вправе передать Ростуризму информацию о своих фингарантиях не до 1 апреля, а до конца октября. По мнению наблюдателей, это, безусловно, облегчает положение поставщиков услуг, но создает новые риски – если договор со страховщиком истек, и продлить его не удалось, то клиенты не смогут обратиться за компенсациями, пускай зачастую и символическими. 

Как решать задачу с получением фингарантий в новых условиях – непонятно.  Позиция Всероссийского союза страховщиков заключается в том, что в туризме должны использоваться другие механизмы защиты интересов туристов на случай неисполнения обязательств туроператорами. Например, солидарный фонд ответственности, пополняемый всеми участниками рынка и контролируемый государством. Однако он может быть создан только вместе с принятием законопроекта об электронной путевке – эта система нужна для учета количества проданных туров. Рассмотреть его во втором чтении депутаты пытаются с лета 2020 года. В декабре документ отложили на весеннюю сессию, но, по последней информации, сроки вновь сдвинуты. Как указано в протоколе заседания Совета Госдумы, «на более поздний срок». 

Обсудить новость
TOURDOM_STORE

Ещё по теме