3 февраля в шесть утра на сайте www.malev.com появился пресс-релиз, в котором сообщается, что венгерский нацперевозчик Malev Hungarian Airlines прекращает работу. Слухи об этом появились в российской туристической среде несколько дней назад, но до последнего времени не находили подтверждения. «Буквально вчера я ездила в московское представительство Malev, чтобы выяснить, какие перспективы, но сотрудники еще не располагали официальной информацией», – говорит Анна Панина, начальник европейского отдела «Веди Тур Групп». Этот туроператор был в числе участников рынка, которые брали жесткие квоты на рейсах венгерского перевозчика, уже заключили контракты на 2012 год и внесли предоплату. Можно ли рассчитывать на возврат средств? Как решится вопрос с туристами, которые забронировали и оплатили билеты на ближайшие дни и недели? С этими и другими вопросами корреспондент «БАНКО» обратился в российское представительство авиакомпании. Менеджер по продажам Евгений Самандас сообщил, что никакой официальной информации пока не поступало: «Мы знаем только, что сегодня рейсы не выполняются. Очевидно, разъяснения получим в понедельник».
Если в итоге Malev уйдет с рынка, для турфирм это будет большая потеря. Многие делали ставку именно на венгерского перевозчика: его цены на маршруте Москва – Будапешт традиционно были ниже, чем у единственного конкурента, «Аэрофлота». В последнее время разница составляла порядка 30 евро с билета. Кроме того, Malev предлагал более комфортные условия бронирования. «Мы сотрудничаем в основном с этим перевозчиком», – так в конце января говорила в интервью «БАНКО» Татьяна Темнышева, менеджер венгерского направления «Амиго Турс». По ее словам, клиентам всегда нравился Malev еще и потому, что на его бортах пассажирам предлагались венгерские вина – белое токайское и красное эгерское.
Каковы возможные действия туроператоров? Самое очевидное – обратиться в «Аэрофлот», но не факт, что тот предложит приемлемые цены. Еще вариант: на термальные курорты отправлять пассажиров через Вену и Братиславу, где остра конкуренция между авиакомпаниями и перевозка всегда есть в свободной продаже, причем билеты еще дешевле, чем были у Malev. Трансфер из столиц Австрии и Словакии до Хевиза и других курортных зон Венгрии не дольше, чем из Будапешта.
Для туристов, которые приобретают экскурсионные туры именно в Будапешт, надо будет искать экономичные стыковочные варианты. И еще есть железнодорожная перевозка, тоже вполне бюджетная – если ехать из Москвы через Украину, можно уложиться в 200 евро.
«БАНКО» следит за развитием событий вокруг Malev. По мнению экспертов, банкротство вполне вероятно: в Венгрии последствия экономического кризиса ощущаются острее, чем в остальных странах Восточной и Западной Европы. Да и в целом ситуация на авиарынке ухудшается, перевозчики терпят крах один за другим: буквально на днях прекратила деятельность Spanair, а 20 января с рынком простилась Czech Connect Airlines.