Руководство общественных организаций – РСТ, РСПП, АТОР – Торгово-промышленной палаты и Российской гостиничной ассоциации обратилось с письмом (копия имеется в редакции TourDom.ru) к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. В документе выражается благодарность Кабинету министров и Ростуризму за госпрограмму кешбэка на туры по России, которая завершилась 28 августа.
«Эта новая для нашего государства форма стимулирования спроса на путешествия по стране оказалась исключительно актуальной в условиях кризиса и снижения реально располагаемых доходов населения. Более того, программа кешбэка туристам за купленные туры поможет решить одну из ключевых проблем отечественного туррынка – расширить границы высокого сезона, что, в свою очередь, является важным условием повышения инвестиционной привлекательности индустрии гостеприимства. Поможет данный проект и в освоении новых туристских направлений», – пишут авторы. И продолжают предложением на перспективу: «Уверены, что, если акция будет повторена в ближайшее время, а затем перейдет в режим нон-стоп продаж на той же электронной площадке, включая реализацию туров на следующий год, это позволит не только повысить загрузку российских курортов и гостиниц в очень трудный для них период, сохранить рабочие места, повысить налоговые поступления, но и создать по-настоящему эффективный механизм поддержки потребителей, расширив возможности путешествовать и оздоравливаться на отечественных курортах нашим соотечественникам с относительно невысоким уровнем доходов».
Кроме того, предлагается перенести на будущий год часть выделенных на реализацию программы бюджетных средств, «если в силу ограниченности времени до конца текущего года их не удастся освоить в полном объеме».
Тот факт, что из выделенных из госбюджета 15 млрд руб. на возмещение путешественникам части стоимости туруслуг была освоена лишь символическая доля, обозначается деликатно: «Понятно, что программа кешбэка в сфере туризма запускалась Ростуризмом и АО “Национальная система платежных карт” в срочном порядке, поэтому времени на всестороннюю ее подготовку, включая масштабную рекламу и решения всех технических вопросов, просто не было. И тем не менее реализация с 21 по 28 августа 2020 г. по данной программе туров на сумму более 1 млрд руб. свидетельствует о ее исключительной востребованности».
Нисколько не умаляя роли государства в проявленной инициативе, наблюдатели всё же полагают, что авторам письма следовало бы более акцентированно обратить внимание и на явные недочеты, проявившиеся в процессе реализации программы. Напомним, что кешбэк за туры по России вместо заявленных 3 млн туристов получили лишь 50 тысяч человек. Немало нареканий у специалистов вызвал и официальный сайт программы возврата средств за туры по России – пользование им оказалось неудобным для неискушенных путешественников. Поэтому некоторые наблюдатели предположили, что в период действия программы прирост трафика мог получить не только ее сайт, но и Booking.com: туристы уходили туда искать и сравнивать предложения по отелям.
Напомним, программа кешбэка была анонсирована правительством 22 июля и реализовывалась с 21 по 28 августа. Туристам, оплатившим услуги туркомпаний и отелей картами «Мир», причиталось возмещение части стоимости – от 5 до 15 тыс. руб.