С 27 мая в России вступили в силу принятые ранее поправки в Воздушный кодекс РФ, предусматривающие повышение компенсаций за задержки международных авиарейсов. Напомним, изменения в законодательство внесли после присоединения нашей страны к Монреальской конвенции.
Согласно новым правилам размер выплат за задержку вылета теперь привязан к специальным правам заимствования (СПЗ), а не к стоимости билета. Верхний порог компенсации составляет 4 694 СПЗ (410 тысяч 743 рубля по курсу на 28 мая. – Ред.). Отметим, по действовавшим ранее правилам пассажиры могли рассчитывать лишь на 25 рублей за каждый час задержки. Повысилась и компенсация за потерю багажа – до 600 рублей за каждый килограмм (максимальная выплата – 98 тысяч 966 рублей по текущему курсу).
В то же время эксперты обращают внимание на то, что в Монреальской конвенции речь идет не о штрафах за задержку, а о компенсации за понесенные убытки. Которые ещё предстоит доказать в суде – например, если пассажир не попал на стыковочный рейс или опоздал на круиз либо оплаченное мероприятие. Кроме того, у авиакомпании остаётся возможность избежать расходов на выплаты. «Перевозчик не несёт ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или принять такие меры не представлялось возможным», – говорится в 19-й статье Конвенции.
По оценкам наблюдателей, все эти нюансы делают Монреальскую конвенцию практически бесполезной для пассажиров чартерных рейсов, задержки которых на 2-3 часа, а то и больше – обычное дело. Реального измеримого ущерба для туристов зачастую нет – люди просто сидят и ждут самолёт. Конечно, возникают какие-то дополнительные траты в аэропорту, но не каждый будет судиться из-за денег, потраченных в кафе.
Тем не менее у пассажиров сохраняется право предъявить претензии авиакомпании и взыскать причинённый ущерб, ориентируясь на Гражданский кодекс РФ. «Его плюс в том, что верхний предел компенсаций не обозначен, а минус тот же – ущерб надо доказать, подтвердить документально», – отмечает Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». По словам юристов, международные нормы в целом применяются в российских судах плохо, хотя и имеют приоритет над национальными. Поэтому необходимо дождаться реальной судебной практики.