Объединение предпринимателей «Опора России» предупредило Ростуризм о наличии гостевых домов и апартаментов на сайтах партнеров программы кешбэка за отдых в России, что не соответствует правилам ее проведения – участвовать могут только классифицированные средства размещения.
«Обнаружен ряд случаев, когда на сайтах представлена информация об участии в Программе стимулирования доступных внутренних туристических поездок (кешбэк) средств размещения, отсутствующих в Федеральном перечне туристических объектов», – сообщается в письме на имя главы Ростуризма Зарины Догузовой (есть в распоряжении редакции. – Ред.).
Объединение приводит примеры. Интернет-сервис Ostrovok.ru при поиске отеля с фильтром «Кешбэк по карте “Мир”» первым в выдаче показывал «Гостевой дом NordWest», которого нет в списке партнеров программы, поскольку гостевые дома в настоящее время не являются классифицируемыми средствами размещения. Аналогичная ситуация складывается с апартаментами.
«Апартаменты, указанные в скриншоте, отсутствуют в перечне туристских объектов и не являются участниками программы. Однако на сайте www.ostrovok.ru на них распространяется действие программы. С одной стороны, это вводит в заблуждение потенциальных покупателей с этого сайта, а с другой стороны, происходит поддержка “серого рынка” туристического жилья», – отмечается в обращении.
На сайте другого партнера программы, Travelata, по поиску и фильтру туристам предлагается гостевой дом «Альтаир». В письме указано, что его сотрудники подтвердили по телефону участие в распродаже с кешбэком, такая информация есть и на сайте гостевого дома, однако и в списке партнеров, и в Федеральном перечне средств размещения он отсутствует.
«Таким образом, нарушается принцип поддержки легальных средств размещения, которые прошли классификацию и в отношении которых имеется проверенная достоверная информация о том, что они существуют, стоят на налоговом учете и могут принимать туристов», – уверены в «Опоре России».
Кроме того, наличие в списках участников программы неклассифицированных средств размещения может иметь неприятные последствия для туристов в случае судебных разбирательств из-за непредоставления кешбэка. Ответственность агрегаторов при этом неясна.
Авторы письма считают, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия специальных требований к онлайн-агрегаторам, участвующим в программе кешбэка наравне с туроператорами и отелями. Например, по закону они обязаны доводить до потребителей информацию об исполнителях услуг по размещению, но не всегда делают это, о чем «Опора России» также сообщает в письме.
«Для участников программы кешбэка должны быть требования и ответственность. Для гостиниц и туроператоров они есть, а для онлайн-агрегаторов их нет, и это неправильно. Государство поддерживает легальный бизнес и помогает населению. А пока требований к онлайн-тревел-агентствам нет, то мы видим, что “серый рынок” на них широко представлен, что приводит к недобросовестной конкуренции с легальными средствами размещения», – пояснил TourDom.ru вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.
Масштаб возможных нарушений виден на примере Booking.com – этот агрегатор не участвует в программе кешбэка, но обладает большой базой объектов.
«Возьмем Санкт-Петербург, где официально зарегистрировано чуть более 1000 легальных гостиниц. А если посмотреть площадку “Букинг”, то на ней представлено свыше 4000 объектов размещения в Санкт-Петербурге», – говорит Кожевников.
По мнению «Опоры России», Ростуризму нужно внести изменения в программу стимулирования доступных поездок по РФ (кешбэк), установив соответствующие требования к владельцам онлайн-агрегаторов. Кроме того, необходимо принять законопроект депутата Фетисова о туристическом жилье, который разработан и отправлен в правительство на согласование. В нем прописаны правила в том числе и для онлайн-агрегаторов.
Как сообщает «Коммерсантъ», Travelata и Ostrovok.ru уже внесли изменения в маркировку информации об участии указанных гостевых домов и апартаментов на своих сайтах. «Отели схитрили и предоставили ложную информацию, мы будем разбираться с ними, в рамках договора есть пункт об ответственности за неверные данные», – сообщили изданию в Ostrovok.ru.
Однако Алексей Кожевников настаивает, что проблема именно на стороне агрегаторов. «Они лукавят, когда говорят, что не виноваты и это всё объекты размещения ввели их в заблуждение. Между ними даже и договора может не быть, так как они просто подтягивают объекты размещения через своих партнеров по умолчанию. Поэтому мы считаем, что уже давно пришло время навести порядок на рынке онлайн-тревел-агентств и ввести регулирование их деятельности и ответственность».