Учитывая большой интерес к отдыху в Турции в новых условиях, редакция TourDom.ru подготовила памятку, обобщив наблюдения самих туристов, недавно вернувшихся из Антальи и Стамбула, мнения отельеров, а также рекомендации турагентов.
Обстановка на курортах Турции
Как уже сообщал TourDom.ru, итоги майских праздников подтвердили, что отношение к гостям из России в Турции по-прежнему самое благожелательное. По словам вернувшихся с отдыха, на курортах нет никаких проявлений русофобии и вообще «все как раньше». Причина не только в гостеприимстве турков, но и в жесткой позиции государства и работодателей: накануне сезона в отелях Антальи провели тренинги для персонала, напомнив, что за неподобающее поведение и нарушения можно легко лишиться работы.
Единственное, чего опасаются в турецких отелях, – это ссор, которые могут возникать между не очень трезвыми представителями разных национальностей. «Туристам лучше не вступать в полемику, конфликты, споры, не реагировать на провокации, сосредоточиться на отдыхе, а не реальности», – предупреждают турагенты-участники чата «Источники ТурДома».
Перелет в Турцию
Количество рейсов в Турцию из России увеличивается, поэтому безумные цены на билеты остались в прошлом. Однако нужно иметь в виду, что в связи с наличием бесполетной зоны над Украиной и у ее границ путь в Турцию из городов европейской России сейчас удлинился. Из Москвы самолеты отечественных компаний летят в Анталью через Казахстан и находятся в воздухе 5,5 часа. Турецкие перевозчики используют более короткий европейский маршрут, поэтому дорога займет на час меньше.
Путь в Турцию теперь более утомителен. Если перелет ночной, туристы приезжают в отели уставшими и раздраженными. Как сообщают сотрудники служб ресепшен, на этапе заселения из-за этого чаще возникают конфликты, например, если в отеле еще не готовы номера и гостей просят подождать.
Стыковка в Стамбуле
Тем, кто использует Турцию как транзитный хаб, нужно иметь в виду, что короткие стыковки точно не стоит брать: еще в начале марта Turkish Airlines рекомендовала закладывать не менее 7 часов. Туристы подтверждают, что это оправдано, так как расстояния в стамбульском аэропорту очень большие, если прилетит сразу несколько крупных самолетов, можно застрять в очереди и не успеть сделать пересадку. Тем, кто берет длинные стыковки в расчете на прогулки в городе, нужно иметь в виду, что в Стамбуле остро стоит проблема пробок. Дорога из аэропорта до центра города может занять 2 часа.
Отели: стоит ли бронировать заранее?
В Турции начинается высокий сезон, количество туристов увеличивается, поэтому свободных мест в отелях становится меньше. Это особенно заметно в Стамбуле, куда из-за ослабления коронавирусных ограничений в Европе и отложенного спроса сейчас приезжает много туристов. Гостиниц тоже очень много, но наиболее популярные могут быть забронированы на 2 месяца вперед.
Обмен валюты в Турции, расчеты и платежи картами «Мир»
На отдых в Турции можно ехать с рублями. Ими можно расплачиваться в магазинах на курортах, а также менять на лиры. Учтите, что в аэропорту курс будет не самым выгодным. Сейчас рубль по отношению к лире укрепляется, поэтому покупать в России рубли на доллары или евро, для того чтобы везти их в Турцию и менять на лиры, это плохая идея. Вы потеряете деньги на банковских комиссиях. Если у вас уже есть валюта, то в Турции вам ее, естественно, поменяют, но имейте в виду, что купюру в 500 евро примут не везде. Сдачу в евро также вряд ли дадут.
Что касается карт «Мир», то с них можно снимать наличные лиры в банкоматах трех крупных банков – Ziraat Bankasi, VakifBank и Is Bankasi. Платежи картами «Мир» в магазинах проходят не всегда и не везде, но после недавнего заявления вице-премьера Новака есть надежда, что ситуация изменится к лучшему.
Сервис в отелях Турции
Отельеры признают, что поддерживать качество обслуживания гостей в этом году труднее. Очень остро стоит проблема нехватки персонала, так как за пандемию многие опытные сотрудники сменили сферу деятельности, поняв, что туризм очень уязвим. Гостиницы были вынуждены набрать много новых людей и очень стараются обучить их до наплыва туристов в июле-августе. Некоторые отельеры стремятся улучшить условия труда – поздравляют сотрудников с праздниками, дают премии – в надежде замотивировать лучшие кадры.
Но пока дефицит кадров чувствуется, и это замечают туристы. Где-то может не оказаться сотрудника, говорящего по-русски, где-то возникают претензии по поводу уборки или ассортимента блюд на шведском столе.
Отправляясь на отдых, это нужно иметь в виду и делать поправку, сравнивая сервис с допандемийными временами. Хорошая идея – дать на чай. Россияне стали экономнее, и отсутствие чаевых – это одна из самых обсуждаемых тем у турецкого персонала.