В профессиональном туристическом сообществе разгорелись нешуточные страсти после того, как на днях стало известно о консолидированном решении страховщиков отказаться с 2022 года от предоставления финансовых гарантий туроператорам. О соответствующем намерении сообщила 19 ноября вице-президент ВСС Светлана Гусар в ходе zoom-конференции, посвященной законопроекту об электронной путевке.
Представитель Всероссийского союза страховщиков привела такие цифры: в 2020 году с туроператорами заключено договоров страхования на 19 млрд руб., притом что емкость этого вида страхования – всего 300 млн руб. Очевидно, страховщики, обеспечивающие на сегодня 90% ответственности перед туристами по реализованным турам, не готовы и далее брать на себя повышенные риски в условиях, когда банкротства туроператоров становятся всё более вероятными на фоне кризиса и вызванного им падения спроса на туруслуги.
По кулуарной информации, позиция страховщиков вызвала раздражение у представителей ряда отраслевых объединений. В адрес представителей ВСС звучат чуть ли не упреки в «предательстве турбизнеса». Высказываются и предположения о картельном сговоре – в решении Всероссийского союза страховщиков, являющегося саморегулируемой организацией, усматривают признаки нарушения антимонопольного законодательства. Аналогичные вопросы стали поступать и в редакцию TourDom.ru от читателей.
Однако, как поясняют юристы, апеллировать к закону в данном случае некорректно. «Сговор» имел бы место, если участники страхового сообщества решили бы, например, установить единые монопольные тарифы на свои услуги. Здесь же речь идет о повышенных рисках, которые ВСС считает неоправданными для конкретного вида страхования. Соответственно, страховщики имеют полное право отказаться от сотрудничества, которое им невыгодно или неприемлемо.
По всей видимости, туроператорам придется смириться с неготовностью страхового рынка предоставлять фингарантии после 2021 года. Если законопроект об электронной путевке будет утвержден, появится новый механизм обеспечения ответственности – гарантийный фонд, в который перечисляется определенная сумма с каждого проданного тура. Или же единственным доступным вариантом останется изымать часть средств из оборота и пополнять свои фонды персональной ответственности ФПО в «Турпомощи» до необходимых 7% от общей цены турпродукта, реализованного за предыдущий год. Но в этом случае возникнет проблема. 7% будут рассчитываться от показателей 2020 года, когда продажи рухнули вдвое. Соответственно, размер ФПО туроператоров значительно снизится. Хватит ли в них средств для обеспечения обязательств перед туристами на случай банкротств?