В распоряжение редакции TourDom.ru поступила копия внутреннего документа одной из авиакомпаний. Он предписывает сотрудникам перевозчика контролировать на рейсах из-за границы в Россию наличие у пассажиров «Анкеты для прибывающих в Российскую Федерацию», предусмотренной требованиями Роспотребнадзора. Граждане РФ, не предъявившие на бумажном носителе или в мобильном устройстве QR-код, который присваивается после заполнения анкеты на сайте Госуслуг, не должны допускаться к регистрации и посадке на авиалайнер.
Как полагает основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, авиаперевозчики, скорее всего, действуют по согласованию с Роспотребнадзором, так как у последнего нет сотрудников в иностранных аэропортах, а соответственно, и возможности контролировать наличие у пассажиров анкет при вылете в Россию. «Авиакомпания вправе устанавливать особые требования, связанные с регистрацией и посадкой на рейс, если это обусловлено вопросами безопасности и утверждено соответствующими нормативами», – поясняет специалист. Если перевозчики будут строго придерживаться предписанного правила на практике, Георгий Мохов не исключает многочисленных конфликтов с пассажирами. Проблемы вероятны, например, из-за отсутствия доступа в интернет и невозможности оперативно заполнить анкету на сайте Госуслуг, у туристов старшего возраста может вовсе не быть смартфона или другого гаджета, необходимого для передачи данных на портал, и т. д. Кроме того, авиакомпании должны донести информацию до пассажиров, предупредить их о новом требовании, на этом этапе также возможны сбои. «Спрогнозировать, как будут разрешаться конфликтные ситуации и какие возможны правовые последствия, пока сложно. Остается надеяться, что авиакомпании окажут максимальное содействие пассажирам, организуют помощь в оперативном заполнении анкет и передаче их на портал Госуслуг, чтобы никто не застрял за границей», – подводит итог эксперт.