На конференции «Юристы против коронавируса», прошедшей 2 апреля на туристической выставке «Интурмаркет», разобрали сложные ситуации, связанные с практическим применением постановления правительства № 1073 от 20 июля 2020 года – о переносе туров, не состоявшихся в период пандемии. В мероприятии впервые участвовали эксперты из разных регионов, что позволило проанализировать накопившуюся судебную практику.
Модератор, основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, обозначил проблему: туристы не всегда соглашаются на предлагаемый туроператорами равнозначный турпродукт, перенос обязательств зачастую приходится делать неоднократно, меняя существенные условия договоров.
Как полагает юрист из Ростова-на-Дону Денис Поляков, если предложенная альтернатива несостоявшейся поездке туриста не устроила, он может потребовать от туроператора возврата денег в десятидневный срок, а не к концу 2021 года, как предусмотрено правительственным постановлением № 1073. При этом юрист добавляет: с реализацией такого требования на практике будут проблемы – поставщик туруслуг может отказать, сославшись на то, что предложил равнозначный турпродукт. Трактовка этого термина в документе кабмина недостаточно четкая, поэтому, если дело дойдет до суда, перспективы неясны.
Другая проблема: иногда туроператоры уходят от обязательств по предоставлению замены несостоявшемуся ковидному туру, если авиаперелет предполагался регулярным рейсом. Отправляют за ваучером или возвратом денег за авиабилет к авиакомпании, а наземное обслуживание предлагают отдельно. Как отметил юрист Игорь Косицын (Челябинск), судебная практика показывает: суды в таких случаях не принимают доводы туроператоров и взыскивают с них полную стоимость тура – либо сразу, либо с отсрочкой до конца 2021 года. Основание – комплексный турпродукт неделим, и ответственность за его предоставление несет поставщик.
Георгий Мохов внес существенную поправку: из-за пандемии COVID-19 порой возникают ситуации, которые невозможно разрешить по стандартным юридическим схемам. И привел в пример разбирательство вокруг отмены поездок на Олимпиаду в Японии, которая была перенесена с 2020 на 2021 год. Туроператоры сформировали туры для болельщиков, участвовали в организации выездов спортивных делегаций, прессы и т. д. Впоследствии выяснилось, что соревнования пройдут без зрителей. «Ввиду обстоятельств непреодолимой силы “зависли” обязательства на миллионы долларов – шансов вернуть деньги от поставщиков у туроператоров практически нет. Формально туроператоры должны отвечать, так как сформировали комплексный турпродукт, но у них нет возможности повлиять ни на одну из его составляющих», – поясняет специалист.
Кроме того, Георгий Мохов акцентировал внимание на проблеме, которая может стать очень острой к концу текущего года, когда туроператорам придется возвращать средства за не перенесенные ковидные туры – некоторые поставщики турпродукта начали менять юридические лица. «Какие возможные ответчики у нас сохранятся на случай судебных разбирательств, сейчас предположить сложно. При этом суды – реальная перспектива, далеко не все туроператоры смогут исполнить свои отсроченные финансовые обязательства», – говорит эксперт.
Впрочем, судя по информации Ростуризма, большую часть ранее не исполненных обязательств перед туристами туроператоры уже выполнили. В феврале этого года глава ведомства Зарина Догузова сообщила, что долг перед туристами сократился с 40 миллиардов рублей до 16 миллиардов: «Это очень большой прогресс в условиях отсутствия крупных и массовых банкротств».