Туроператор ANEX Tour 28 марта завершил вывоз своих туристов из Египта. «У нас осталось минимальное количество клиентов на Шри-Ланке, Мальдивах и в ОАЭ, но все уже с билетами», – рассказали в компании редакции TourDom.ru. Всего за минувший месяц туроператор за свой счет вернул в Россию около 25 тыс. человек.
Двумя днями ранее о завершении процесса отчитались в Fun & Sun (бывший TUI Россия). Речь о 7000 туристов, из которых 6000 находились на курортах Египта. 18 марта отели Хургады и Шарм-эль-Шейха покинули и клиенты Coral Travel. В TEZ TOUR TourDom.ru сообщили, что последние вывозные рейсы состоялись 12 марта (обе компании не называют конкретные цифры. – Ред.).
Еще ранее, 9 марта, в Россию вернулись 14 000 туристов Библио-Глобуса, а также клиенты «Пегаса». Эти туроператоры начали сокращать программы в числе первых.
Всем участникам рынка пришлось преодолеть колоссальные трудности, чтобы доставить туристов домой. Росавиация рекомендовала прекратить полеты за границу 8 марта, но туроператоры узнали об этом только вечером 5-го. Таким образом, свободно задействовать лизинговые самолеты они могли только в течение двух суток. Уложиться в дедлайн оказалось крайне сложно, особенно с учетом широкой географии работы крупных туроператоров – от Мексики до Мальдив.
После 9–10 марта вывоз превратился в логистический кошмар: пришлось фрахтовать самолеты в других странах, втридорога покупать клиентам билеты на рейсы иностранных перевозчиков, поэтапно вывозить туристов из Хургады и Шарм-эль-Шейха в Минводы на маленьких суперджетах SSJ100, вмещающих в разы меньше пассажиров, чем боинги или аэробусы, и попутно продлевать проживание в отелях тем, кто ждал своей очереди.
Как следствие, суммарные потери туроператоров, включающие обязательства по отмененным турам, достигли беспрецедентных величин и оцениваются в 65 млрд руб. Это на 20 млрд больше, чем в пандемию. Ростуризм пообещал туроператорам господдержку, но, как показывает практика, на ее получение могут уйти многие месяцы. Сейчас туроператоры ищут способы продолжить работу в новых реалиях. Один из выходов – предлагать туры, включающие перевозку иностранных авиакомпаний: Turkish Airlines, Emirates, flydubai, Etihad и других, а также продавать размещение в рамках ранее заключенных контрактов с отелями.