В четверг 12 февраля комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки в отраслевое законодательство. Само рассмотрение законопроекта предварительно запланировано на 24 февраля.
Председатель комитета Игорь Руденский в интервью «Интерфаксу» отметил, что несмотря на рекомендацию, ко второму чтению законопроект должен быть серьезно доработан. Депутат подчеркнул, что прежде всего доработка будет касаться вопроса создания СРО. «Это позволит турфирмам при взаимоотношениях с крупными компаниями на рынке выступать не в качестве отдельных субъектов, а единым сообществом», – пояснил г-н Руденский.
Стоит отметить, что инициативу создания СРО продвигает Альянс туристических агентств. Цель в том, чтобы туроператоры и турагенты сами себя контролировали, тем самым обеспечивая прозрачность всего рынка. Напомним, что идея далеко не нова и в последний раз была поднята и отвергнута на этапе правки действующей редакции закона в 2012 году. Критики отмечают, что рынок не готов к такому формату. Самый главный аргумент – создание обязательных СРО может привести к серьезному росту коррупции и значительному увеличению рисков для всех участников объединения.
По словам председателя комитета ТПП по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, то, что идею СРО подержал один думский комитет, не означает, что она в действительности воплотится в законопроекте ко второму чтению. «Мы со своей стороны уже 26 февраля, когда начнется подготовка ко второму чтению, представим дополнительные аргументы против создания СРО. Думаю, саморегулирование в итоге не поддержат, хотя бы потому, что это вообще полностью меняет концепцию закона», – сказал он.
Г-н Барзыкин добавил, что прежде чем поднимать вопрос о создании СРО на туррынке, необходимо добиться нормальной работы турагентств и туроператоров – нужно, чтобы появились работающие механизмы контроля и надзора со стороны государства, а также страхования рисков, которых сейчас по факту нет. «СРО – это не решение имеющихся проблем. Если бы оно существовало в прошлом году, то серия крахов туроператоров похоронила бы всю отрасль, так как миллиардные возмещения пострадавшим лежали бы на самих туроператорах, входящих в это СРО», – добавил собеседник.