17 июня TourDom.ru выяснял у специалистов турбизнеса, как изменится их отношение к акциям раннего бронирования туров после того, как острота пандемии коронавируса спадет и Россия возобновит авиасообщение с миром. В последние годы программы, основанные на заблаговременном заказе услуг и их предоплате, составляли основу маркетинговых стратегий туроператоров. За счет этого компаниям удавалось избегать кредитования у коммерческих банков или существенно сокращать его объемы.
Специалисты агентского бизнеса, обсуждая в группе Фейсбука «Трэвел Президиум» раннее бронирование, чаще всего высказывались: в условиях неопределенности продавать туры с глубиной более двух месяцев не имеет смысла. Слишком много неизвестных. Сделать исключение можно для горнолыжных программ в силу специфики спроса – их обычно выкупают за полгода до поездки, иначе свободных мест в отелях просто не останется. Такое мнение высказывает, в частности, Елена Савельева («Базис Тур»).
Марина Журавлева («Курортный магазин») добавляет: «Акция подойдет также для отдельных видов размещения. То есть для тех номеров, которых мало (family rooms, апартаменты, вилл сьюты). Если клиент хочет в определенный отель и конкретный вид размещения, зная, что в этом отеле таких номеров всего два-три, то он будет бронировать заранее».
Большую поддержку пользователей получило высказывание Тони Милашевской (FD Tours Moscow) о том, что после пережитого форс-мажора многие турагентства сами не захотят «такого приключения», как раннее бронирование. Единственный вариант, если предоплата по акции составит 3000 руб., а остаток средств надо будет отправить туроператору за месяц или две недели до поездки.
Многие агентства неоднократно приводили в пример опыт «TUI Россия», который раньше других поставщиков в условиях карантина и сворачивания программ перестроился и заявил символический взнос на все новые заказы с отдаленной датой реализации.
В то же время в агентской среде есть сомневающиеся в том, что акции раннего бронирования будут пользоваться былым спросом даже в условиях символических взносов: люди станут бояться загадывать наперед, пока в мире не установится былая стабильность. Тимофей Рогожин (руководитель Центра арктического туризма «Грумант»), характеризующий себя в сообществе как «Рыжий арктический тролль», пишет: «Вроде бы уже и зиму-2021 надо продавать, а веры пока нет в готовность народа к глубокому бронированию. И уж точно условия предоплат и штрафов будут отличаться».
Важный аспект успешности акций, основанных на предзаказах, – доверие со стороны туристов. Лариса Зуева из турагентства «Лара-Тур» (Иркутск) задает риторический вопрос: «А какие гарантии могут дать туроператоры, что они вернут деньги в случае очередного форс-мажора?» Поэтому – делают вывод участники, – чтобы сохранить акции раннего бронирования, поставщикам придется существенно изменить правила: снизить размер предоплаты, разрешить финальный платеж за две недели до вылета туристов. Кроме того, стоимость таких предложений должна быть «наглядно выгодна», чтобы турист был уверен: он отдает деньги и выигрывает в цене.
Как считаете вы, акции раннего бронирования должны пройти трансформацию?