Редакция пообщалась с экспертами, узнав их мнение о рвении Центробанка расширить мониторинг интернет-ресурсов на предмет навязывания клиентам дополнительных страховок. В список регулятора попали не только авиакомпании, но и туроператоры.
«Конечная цель ЦБ пока не до конца ясна. У нас с 2015 года есть Федеральный закон № 155, который вносил изменения в № 114-ФЗ и № 132-ФЗ как раз в той части, где говорится, что человек, выезжающий за рубеж, в случае болезней или травм должен иметь туристическое страхование либо лечиться за свой счет», – прокомментировала TourDom.ru Юлия Алчеева, директор филиала «ЕВРОИНС»Туристическое Страхование. Вероятно, регулятор хочет дать шанс клиентам, готовым платить из собственного кармана за все издержки в случае непредвиденных ситуаций на отдыхе.
Однако, по мнению специалистов, у действий Центробанка есть как плюсы, так и минусы. В страховой компании неспроста говорят о том, что депутаты внесли поправки в ранее существовавшие законы и четко указали, что турист должен либо иметь страховку, либо платить за лечение за границей самостоятельно. Этому способствовали участившиеся еще к 2015 году случаи, когда наши соотечественники попадали в беду во время отдыха и без страховки приходилось всем миром собирать деньги для помощи. Кроме того, если у туриста нет зарубежных карт и счетов, то могут возникнуть трудности при оплате российскими картами. Наличных, конечно, никто не отменял, но не все возят с собой крупные суммы, которые смогут покрыть медицинские расходы в случае госпитализации или транспортировки и тем более посмертной репатриации.
В то же время в страховой компании подчеркивают, что многие организованные туристы уже привыкли к тому, что за них все сделано, страховка включена в тур и нет необходимости дополнительно заниматься этим вопросом. «В прошлом году был случай, когда турист пожаловался в ЦБ и другие контрольные органы, включая ВСС и ГФУ, на то, что ему как раз туроператор эту услугу автоматически не включил в путевку», – говорит Алчеева. То есть туроператор, который соответствовал бы сейчас вот таким рекомендациям надзорных органов, в итоге навлек на себя гнев клиента.
О том, что на ситуацию нужно смотреть с разных ракурсов, считает и основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов: «Страхование рисков, безусловно, – дело нужное и полезное, но при условии очевидной добровольности выбора. Без всяких технических хитростей и сложностей, не позволяющих отказаться от ненужной услуги». Эксперт добавил, что часто нельзя приобрести какую-то услугу без дополнительной страховки, даже если у человека есть годовой полис на все риски. Случается, что цену страховки «зашивают» в саму стоимость, поэтому ее вообще незаметно и отказаться от нее невозможно.
Напомним, что в марте прошлого года ЦБ вместе с Роспотребнадзором выпустили информационное письмо, адресованное как страховым компаниям, так и их партнерам. В документе были рекомендации о возможности свободного выбора услуг потребителем. В начале этого года регуляторы проверили, следуют ли компании советам и, по информации ЦБ, было выявлено много нарушений: заранее проставленное согласие на страховку было в большинстве случаев. При этом регулятор отмечает, что число жалоб, поступающих по данному вопросу, крайне незначительно.