По словам главы ведомства Олега Сафонова, объявленная Федеральным агентством по туризму антидемпинговая кампания не коснётся спецпредложений туроператоров. Это заявление он сделал агентству ТАСС в кулуарах Петербургского международного экономического форума: «Никто с горящими турами не борется, такие туры – нормальная практика туристского бизнеса». А вот если продажа путёвок ведется ниже их себестоимости в течение длительного времени – то это уже демпинг, считает он.
Наблюдателям пока непонятно, как ведомство будет отличать промотарифы от демпинга. По истечении какого времени специальная цена на горящий тур превращается в тот инструмент ценовой войны, с которым планирует бороться Ростуризм? Ответов на эти вопросы у экспертов нет.
Напомним, 7 июня Федеральное агентство по туризму объявило, что совместно с «Турпомощью» собирается следить за демпингом на туристическом рынке – чтобы избежать повторения ситуации 2014 года «Деньги были собраны, а люди услугу не получили, и Ростуризм совместно с «Турпомощью» возвращал на родину 59 тыс. наших граждан. Мы не должны такую ситуацию в 2016 году повторить», – заявил Олег Сафонов. При необходимости к урегулированию ситуации планируют привлекать антимонопольные органы и Роспотребнадзор.
Однако наблюдатели отмечают два момента. Первый – совершенно неясно, как может вестись борьба с демпингом на туристическом рынке, если по закону обвинить в нём можно только доминирующие организации. По словам экспертов, выявить их в туротрасли фактически не представляется возможным, а значит, и правовых оснований для антидемпинговой кампании нет. Второй момент, на который обращается внимание, – это негативный фон, формирующийся вокруг российского турбизнеса. «Туроператоры понесли большие потери от закрытия Египта и Турции. Никакого обещанного субсидирования они так и не увидели. Сейчас компании делают всё возможное как раз для того, чтобы не обанкротиться и не уйти с рынка. Если потребители будут постоянно слышать заявления о том, что в туристическом бизнесе демпингуют, что с турфирмами связываться опасно, они просто перестанут покупать туры. Будут действовать самостоятельно или оставаться дома. И вот тогда мы точно получим повторение ситуации 2014 года – без покупателей отрасль рухнет», – считает один из собеседников портала TourDom.ru, пожелавший остаться неназванным.