Федеральное агентство по туризму разместило на своем сайте рекомендацию «приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Шри-Ланке до нормализации обстановки в стране». Кроме того, туроператоры и турагенты в обязательном порядке должны информировать тех туристов, которые уже забронировали тур на Шри-Ланку или планируют это сделать, о текущей ситуации в стране, порядке изменения или расторжения договора в соответствии со ст. 14 Закона № 132-ФЗ.
Ростуризм также напоминает, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют право требовать расторжения договора или изменения его условий (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). Причем если это произошло до начала путешествия, то заказчику возвращается сумма, выплаченная за тур, в полном объеме, а если после – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
«Закон устанавливает особый порядок возврата денежных средств за турпродукт при расторжении договора в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов в стране временного пребывания», – комментирует учредитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. А вот что касается приостановки полетов на Шри-Ланку, юрист уверен: если нет запрета в соответствующем указе президента РФ в связи с чрезвычайными обстоятельствами, как было в свое время с Турцией и Египтом, то нет и ограничений на воздушное сообщение. Рекомендация Ростуризма о приостановке продажи туров и отдельных услуг, по его словам, - запретительная мера, при ее нарушении может наступить ответственность за реализацию услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Если же турист решится лететь по ранее купленному туру, то в его обязаны предупредить об объявленной угрозе безопасности, (желательно – под расписку), а в случае расторжения уже заключенного договора – вернуть денежные средства.
Кто несет риски убытков в случае возврата денег, по словам Георгия Мохова, закон не указывает, но следует понимать, что страхование ответственности туроператора в этом случае не применяется. Как и страховка от невыезда – как правило, она содержит исключения, освобождающие страховщика от выплат в подобных ситуациях. «Если туроператор не найдет решения с отелем и перевозчиком относительно отмены или переноса услуги, то убытки могут полностью лечь на него, – комментирует эксперт. – А вот самостоятельным туристам в случае отказа от поездки придется решать все вопросы самим».