Представители туристических компаний обсуждают комментарий почетного президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, опубликованный РБК 15 мая. Слова авторитетного эксперта процитировали практически все федеральные новостные ресурсы.
Шпилько заявил, что в выборочном ограничении авиасообщения есть свои плюсы – благодаря сложившейся ситуации российские туристы стали открывать для себя ранее малоизвестные страны. «Кто раньше рассматривал в России Танзанию как популярное выездное туристское направление из России? А теперь потребитель его точно не забудет. Россиянам Занзибар понравился, как и достопримечательности континентальной части страны. Не менее интересна в этом отношении из открывшихся островных стран Шри-Ланка, не столь пока популярная на рынке, как Мальдивы и Сейшелы, но более демократичная по ценам с прекрасными пляжами и экскурсионной программой», – цитирует издание Сергея Шпилько.
Чрезвычайно интересными для туризма почетный президент РСТ считает и те страны, с которыми 14 мая оперштаб правительства согласовал возобновление авиасообщения. Его аргументы: «Великолепная Португалия, средневековая Мальта, от которой рукой подать до остального Средиземноморья, сказочная природа Исландии. Да и та же Мексика с ее всемирно известными достопримечательностями и курортами».
Шпилько напоминает, что у туристов, которые не готовы лететь так далеко, есть выбор – они могут отправиться в Армению, Азербайджан, Казахстан и Киргизию. И эти страны тоже заслуживают большого внимания: «Удивят и обновленной индустрией гостеприимства, и весьма доступными ценами, не говоря о достопримечательностях».
Среди преимуществ текущей ситуации он называет уникальное соотношение цены и качества, «так как европейские туристы путешествовать боятся, а китайцам не велят». Сергей Шпилько ждет роста интереса к маршрутам, которые ранее были популярны только у туристических «гурманов».
Публикация вызвала шквал критики в социальных медиа В2В и недоумение многих специалистов турбизнеса. Комментаторы обратили внимание на то, что, рассуждая о красотах Португалии, Мальты, Исландии, почетный президент РСТ не акцентирует внимание на недоступности этих направлений для обычных граждан России: въезд с целью туризма в перечисленные страны невозможен. Есть, конечно, Мексика, куда туристов пускают, но согласовано всего три рейса в неделю. А лето – не лучшее время отправляться в Канкун. Этот мексиканский курорт россияне традиционно выбирали как место зимнего пляжного отдыха.
Сейчас для турбизнеса России важны совсем другие, гораздо более массовые и подходящие по климату страны – Турция, Греция, Кипр, Тунис. Странно выглядят и рассуждения о популярности Танзании, ведь «емкость» направления слишком мала для того, чтобы рассматривать его в масштабах рынка.
В итоге попытка найти плюсы в ограничении авиасообщения оказалась очень непопулярной в профсреде и у туристов. Язвительные отклики появились даже в сообществе Фейсбука Radio Travel, администратор и основатель которого Анжела Галкина возглавляет агентский комитет РСТ.
Эксперты комментируют TourDom.ru: «Сергей Павлович, возможно, просто попытался подбодрить коллег, ожидавших от оперштаба решений по действительно ценным для российского рынка странам, а получившим неликвид». Они также напоминают, что Российский союз туриндустрии – это старейшее профессиональное объединение в туризме. «Его руководители вхожи в экспертные советы, группы и комиссии. Для того чтобы подтверждать свою лояльность, необходимо время от времени идти на компромисс и выступать в поддержку решений от имени рынка».
Между тем реакция снизу – со стороны специалистов-практиков – свидетельствует о том, что вместо «тревел-позитива» они хотели бы получать от профильного объединения трансляцию правдивой оценки текущей ситуации и защиту своих интересов.