Российский союз туриндустрии сообщил, что за первую неделю частичной мобилизации продажи новых туров сократились на 30–40%. Редакция TourDom.ru решила выяснить мнения подписчиков. В закрытом телеграм-канале «Крыша ТурДома B2B» для специалистов турбизнеса мы провели опрос, в котором приняло участие более 550 участников.
Снижение на уровне 30–40%, о котором говорят в РСТ, зафиксировали у себя лишь 4% опрошенных. Вдвое больше респондентов отмечают сокращение наполовину от прежних объемов. На фоне общей тенденции есть 3% фирм, которые уверяют, что не почувствовали влияния частичной мобилизации – у них с продажами все нормально. «У нас даже возросло, все звонят и за любые деньги готовы уехать», – сообщает один из участников. Впрочем, возможно, он просто иронизирует. Некоторых спасает продажа билетов, а не пакетных туров. Вероятно, здесь свое влияние оказали появившиеся в последнюю неделю «туристы», решившие покинуть Россию на какое-то время.
Основная масса представителей турбизнеса, поучаствовавших в опросе, все-таки отмечают гораздо более масштабное снижение продаж. «Полный обвал» в качестве варианта ответа выбрали 59%. «Я уже не знаю, плакать или смеяться, – 0 продаж за неделю. Последняя 21 сентября утром», – говорит один из турагентов. «Сейчас тишина. Грустно, но примерно такая же ситуация была в феврале, а потом народ зашевелился», – вспоминают тенденции, которые были на рынке 7 месяцев назад после начала СВО.
Долго ли будет ощущаться снижение спроса – сказать сложно. Во многом зависит от повестки. Даже сегодняшние разъяснения от Минобороны России и спикера Госдумы Вячеслава Володина про свободное передвижение граждан, состоящих на воинском учёте, во время частичной мобилизации, может оживить рынок. Если вспомнить февраль: его последствия турбизнес пережил достаточно неплохо. И даже несмотря на закрытие воздушного пространства, визовые санкции, летний сезон для организованного туризма в целом складывался удачно. Был зафиксирован приток клиентов, которые в новых реалиях отказались от самостоятельных путешествий в пользу организованных туров. Вполне возможно, что эта тенденция сохранится и даже усилится: туристы не готовы рисковать своими деньгами и вчитываться в законы и их противоречивые трактовки. Проще довериться профессионалам.
Даже в сегодняшних условиях рынок формирует новые предложения, «Аэрофлот» анонсирует направления с запуском в октябре и ноябре. Страны, популярные у российских туристов, не закрыты и готовы их принимать.
Если в ближайшее время повестка станет более позитивной, то турбизнес может оперативно вернуться к прежним объемам с минимальными потерями. Главное, чтобы неопределенность не растянулась на несколько недель, иначе один из сезонных пиков будет упущен полностью. А затем наступит зима, в которую спрос всегда падает. В итоге бизнесу будет нечем восполнить потери вынужденного простоя в частичную мобилизацию и, затянув пояса, придется ждать нового сезона.
Ранее TourDom.ru писал, что представители турбизнеса пережили в первые сутки после объявления частичной мобилизации.