Эксперты прокомментировали TourDom.ru опубликованное вчера вечером правительством РФ постановление о порядке компенсаций за отмененные авиабилеты, которыми пассажиры не смогли воспользоваться из-за коронавируса. Один из самых существенных моментов, волнующих туристическое сообщество, – как будет регламентироваться порядок переноса авиабилетов на регулярных рейсах, которые приобретены в составе турпакетов. «В постановлении нет ответа, как действовать при условии, что у туриста может быть на руках ваучер от авиакомпании, который он вправе использовать в течение трех лет. И одновременно у него есть право потребовать от туроператора возврата полной стоимости тура после 31.12.21 г.», – отмечает Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса».
На ту же проблему обратил внимание Алексей Лебедь, глава «Де Визу»: «Существенный недостаток постановления в том, что возврат средств, уплаченных авиакомпании, производится по инициативе пассажира и на его счет, при том что во многих случаях заказчиком воздушной перевозки выступает не пассажир, а, например, агент – участник международной системы расчетов BSP и ТКП, туроператор, сформировавший турпродукт на базе такой перевозки, корпоративный заказчик. Таким образом складывается ситуация, при которой средства, уплаченные за авиабилет одним лицом, возвращаются другому лицу, не являющемуся плательщиком по данной перевозке. Аналогичное противоречие возникает и при переоформлении перевозки», – сказал он HotLine.travel в рамках общественной дискуссии по готовящемуся документу еще 20 июня.
Другие эксперты, не желающие комментировать ситуацию официально, также указывают на создавшуюся неприятную коллизию, причем ущемляющую права туроператоров. «Постановление позволяет перевозчикам вторгаться в отношения клиента и туроператора, не говоря уже о турагенте. У туроператора таким образом отбирают право владения турпродуктом, предлагая клиенту напрямую взаимодействовать с перевозчиком. Хотя именно туроператор согласно обязательствам должен представлять интересы клиента в отношениях с авиакомпанией. Кроме того, создается лазейка для туристов, которые захотят воспользоваться билетом дважды», – пояснил редакции собеседник.
Евгения Конколь, глава туроператора «Спектрум», со своей стороны пояснила: если турист будет настаивать на переносе билета, оформив напрямую через перевозчика, и одновременно требовать от туроператора перенос тура вместе с билетом, то в суде это дублирование будет несложно доказать. Однако и она согласилась, что сама система требует от туроператоров трудозатрат, особенно на больших объемах продаж. «Компаниям надо будет договариваться с перевозчиками о предоставлении данных по туристам, выстраивать новую систему обмена данными», – считает эксперт.