В среду, 11 октября, ряд федеральных СМИ распространили информацию о том, что фонд помощи пассажирам обанкротившихся авиакомпаний могут наполнить за счет так называемых транссибирских роялти «Аэрофлота». Речь идёт о сумме в размере 2 млрд рублей.
Планируется, что нацперевозчик просто зарезервирует данные средства и в случае экстренной ситуации направит их в фонд помощи пассажирам, который имеет рабочее название «Авиапомощь» (по аналогии с «Турпомощью»). При этом сам «Аэрофлот» якобы не должен понести никаких финансовых потерь, так как авиакомпания и так передаёт часть роялти Федеральному агентству воздушного транспорта – средства для фонда планируется брать именно из перечисляемой Росавиации суммы.
В самом «Аэрофлоте» порталу TourDom.ru сообщили, что в данный момент не готовы давать официальные комментарии. Однако источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что такой формат пополнения «Авиапомощи» вряд ли окажется рабочим. «Механизм выделения средств пока никак не регламентирован. Кроме того, распоряжения правительства о выделении роялти в фонд «Авиапомощи» перевозчику не поступало. Вспомните заявление о том, что «дочка» «Аэрофлота» авиакомпания «Россия», даст «ВИМ-Авиа» 1,8 млрд на вывоз туристов из заграницы. В течение уже нескольких часов оно было опровергнуто», – рассказал эксперт.
В связи с этим наблюдатели предполагают, что правительство в итоге выберет другую схему формирования фонда помощи пассажирам. На данный момент существует несколько вариантов. Например, накануне, 10 октября, в Госдуме рассматривались поправки в авиационное законодательство, разработанные Минтрансом. Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов рассказал, что в ведомстве предложили авиакомпаниям откладывать в резервный фонд 10 % от своей прибыли. Вероятнее всего, эта идея встретит жесткую критику перевозчиков, которые попытаются добиться того, чтобы поправки не прошли. Кроме того, эксперты отмечают, что многие авиакомпании, судя по их отчетам, несут убытки. Таким образом, получить с них какие-то отчисления в фонд не выйдет.
Эксперты называют наиболее жизнеспособным тот вариант, который предложили в Росавиации. Напомним, глава ведомства Александр Нерадько считает необходимым делать отчисления в фонд в размере 10 рублей с каждого проданного авиабилета. При этом предполагается взимать эти средства именно с чартерной авиаперевозки и только во время проведения полётной программы. Однако в таком случае издержки будут переложены на туристов. Оценить, насколько вырастет цена турпакета, пока трудно, но это произойдет с большой долей вероятности.