Эксперты рынка всю неделю ждали развития взаимоотношений нового менеджмента авиакомпании «Трансаэро» и ее ключевого заказчика туроператора «Библио глобус». На конец дня 18 сентября официальной информации ни от одной из сторон по этому поводу так и не поступило. Но стало известно, что на фоне негативных новостей о проблемах в авиапредприятии, продажи билетов практически остановились, а туроператор почувствовал дефицит загрузки из ряда регионов. По этой причине партнеры «Библио глобуса» в Казани, Самаре и Уфе получили сообщения о возможном снятии рейсов на Бангкок.
Между тем, источник в «Аэрофлоте» рассказал редакции Tourdom.ru: пауза в переговорном процессе возникла в связи с трудностями получения доступа к документации от бывших владельцев «Трансаэро», это препятствовало оперативному налаживанию рабочих контактов с заказчиками рейсов. По данным экспертов, переговоры между «Трансаэро» и «Библио глобусом» продолжаются.
Специалисты рынка также заметили, что на этой неделе «Трансаэро» начала выполнять ряд зимних программ на рейсах, ранее заказанных «Библио глобусом», и посчитали это знаком заинтересованности нового менеджмента перевозчика в ключевом заказчике.
Зимний контрактинг «Трансаэро» проходит на фоне сенсационного заявления главы Сбербанка Германа Грефа, который не исключил банкротства авиакомпании, о чем написал РБК.
Причиной этого может стать отказ кредиторов «Трансаэро» в ближайшее время реструктуризировать ее долги. Источник в «Аэрофлоте» сообщил также корреспонденту Tourdom.ru о том, что в ходе ревизии в «Трансаэро» выяснились скрытые аспекты ее деятельности, и все они свидетельствуют об одном – быстро и качественно провести реформу не удастся. А брать на себя обременение в виде 250 миллиардов задолженности и неэффективной части бизнеса поглощенной авиакомпании для «Аэрофлота» – фактически откат по всем показателям. Оперативной прибыли не хватит даже для того, чтобы обслуживать процентные ставки по кредитам. Кроме того, акции «Аэрофлота» на известиях о вынужденном поглощении «Трансаэро» упали и до сих пор не восстановились. По мнению экспертов нацперевозчика, условия лизинга, по которым работала авиакомпания, крайне невыгодны. Наш источник приводит такое сравнение: «Шестнадцатилетний самолет «Трансаэро» в лизинге обходится дороже, чем новый самолет «Аэрофлота». Неудивительно, что топ-менеджмент нацперевозчика пытается надавить на банки и добиться от них пересмотра условий лизинга. Крупнейшими из них являются ВЭБ и ВТБ, а Сбербанк – только третий по размеру кредитования. Поэтому заявления Германа Грефа, очевидно, должны послужить сигналом для клуба кредиторов «Трансаэро» к срочному пересмотру условий сотрудничества с этой авиакомпанией.
Между тем, наш источник не видит оснований для предъявления претензий заказчикам рейсов «Трансаэро» из туристической среды, отмечая, что авиакомпании необходим пассажиропоток, иначе ее финансовые проблемы усугубятся. При этом он высказал уверенность: даже если будет запущен процесс банкротства, то он потребует времени, зимний сезон «Трансаэро» отлетает под своим брендом, и задачей руководства станет обеспечение загрузки. С апреля самолеты поглощенного перевозчика (весь парк или часть) скорее всего перейдут под авиакомпанию «Россия», которая тоже, к слову, нуждается в пассажирах.