К концу года в мире туризма ожидается знаменательное событие – количество международных поездок достигнет допадемийного уровня. Об этом говорится в декабрьском отчете World Tourism Barometer – Всемирной туристской организации. Уже к сентябрю хотя бы один раз съездили за границу 1,1 млрд человек, что на 98% соответствует показателю 2019 года. При этом аналитики MacKinsey выделяют несколько тенденций, определяющих облик мирового туризма.
Одна из главных – высокий отложенный спрос. После ковидных ограничений путешествия явно получили приоритет в шкале потребностей. Туристы стремятся наверстать упущенное, но не очень жалуют типовые туры. Во главу угла все чаще ставится приобретение уникального опыта, даже если речь идет о короткой поездке. Люди не хотят отдыхать как все, ищут необычные варианты и готовы платить за впечатления. В связи с этим ускоренными темпами развивается рынок премиальных путешествий.
Это объясняют также экономическими и демографическими факторами. В Китае, Индии и других странах, увеличивается количество активных и обеспеченных потребителей, готовых открывать для себя мир. «Премиализация» международного туризма проявляет себя и в России. «В то время как российский средний класс в значительной степени вынужден отложить свои поездки, VIP-сегмент практически не затронут», – цитирует Hurriyet Daily News топ-менеджера одного из турецких гостиничных холдингов.
Про прогнозам, опубликованным в Statista, тенденция сохранится в течение ближайших лет – к 2031 году оборот рынка luxury-путешествий удвоится. Именно по этой причине в Турции, ОАЭ и других странах, где первыми ловят тренды, каждый год появляются новые отели 5 звезд. Большое внимание инвесторы уделяют дизайну, так как туристы любят делиться красивыми фотографиями в соцсетях, а также гастрономии – все чаще к созданию ресторанов привлекают именитых шефов.
Запрос на уникальность, эксклюзивность и эстетику также меняет индустрию морских путешествий. Например, итальянская круизная компания MSC Cruises разместила заказ на постройку шести лайнеров под брендом Explora Journeys. Два из них уже спущены на воду и в 2025 году будут выполнять круизы в самой главной акватории – Средиземноморье.
Как рассказали «ТурДому» в компании PAC Group, представляющей этот бренд в России, благодаря вводу в строй Explora II в качестве точки отправления чаще фигурирует Стамбул, куда из России удобно добираться на прямых рейсах. «В маршрутной карте на этот год Стамбул упоминался 3 раза, а в 2025 году – уже 7 раз».
Это позволяет строить планы на увеличение количества русскоязычных клиентов на лайнерах Explora, тем более что бренд старается держать конкурентные цены. Недельный средиземноморский круиз в формате «all inclusive», включающий посещение Турции, Греции, Италии в июле 2025 года, сейчас стоит от 720 тыс. на двоих. Даже с учетом того, что к этому нужно добавить перелет и трансферы, итоговая цена оказывается сопоставимой со стоимостью отдыха в премиальном береговом отеле.
Как говорят в PAC Group, имея те же атрибуты сервиса, что и лучшие наземные отели (каждый пентхаус и резиденцию обслуживает персональный батлер. – Ред.), круизный отдых способен подарить туристам больше впечатлений. Лайнеры Explora отличаются относительно небольшими размерами (900 пассажиров против 5–6 тыс. на более крупных в классе стандарт). Благодаря этому они заходят не только в самые раскрученные туристические города, но и более уединенные порты и гавани, где туристы могут почувствовать себя первооткрывателями. Это Вильфранш и Сен-Тропе на Лазурном берегу, Миконос и Самос в Греции, Бодрум в Турции и Портофино – в Италии. В 2025 году география расширена портами Хорватии и Черногории, а вариативность круизов увеличилась – можно путешествовать от 6 до 19 дней и более.