Представители гостиничного бизнеса прокомментировали редакции TourDom.ru появление государственного стандарта услуг «все включено» и «ультра все включено». ГОСТ Р 70587-2022 появился на сайте Росстандарта в виде строки с заголовком, пока без текста, но многие участники рынка ознакомились с опубликованным ранее проектом.
Документ, в частности, описывает, чем, по мнению разработчиков, отличаются форматы «все включено» и «ультра все включено» в гостиницах одного уровня. Так, в 5* отелях с «ультра» хотя бы одна станция питания и бар должны работать в ночное время, обязательно организуется подача напитков и еды на пляже. В ресторанах, в отличие от обычного «все включено», туристы могут выбрать блюда из вегетарианского и диетического меню.
Составители документа считают, что сцена, кинотеатр, а также отдельный детский бассейн в гостиницах с «ультра» обязательны. Регламентируется также наличие корта для большого тенниса (платно).
«Не все требования этого ГОСТа выполнимы. На мой взгляд, они несколько избыточны», – отмечает руководитель управляющей компании «Ателика» Алексей Высоканов.
В то же время ГОСТ, как и все стандарты в сфере туризма, не носит обязательного характера, это только рекомендации, так как в Правилах оказания гостиничных услуг, утвержденных постановлением правительства, они никак не упоминаются. В соответствии с п. 23 перечень услуг, которые включены в стоимость номера, определяет сам исполнитель, т. е. отель. Учитывая это обстоятельство, среди участников рынка нет единого мнения, насколько гостиничному бизнесу в принципе необходимы подобные документы.
С одной стороны, многие отели используют all inclusive, не наполняя его должным образом. Бывают ситуации, когда клиент ожидает одни услуги, а получает другие. Чаще всего это происходит в отелях, которые ввели у себя популярный формат недавно и за счет этого повысили тарифы на размещение. Поэтому важно, чтобы государство давало хоть какой-то ориентир.
«Госстандарт нужен, скорее, как основа для системы all inclusive. Предпринимателям, кто только начинает работать в гостиничном бизнесе или переходит на «все включено» с обычной системы организации питания (завтраки, полупансион и др.), важно понимать, какие именно услуги должен включать этот формат», – уточнил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
С другой стороны, есть мнение, что разработка ГОСТов избыточна. Ведь само по себе создание стандарта вряд ли что-то изменит в туротрасли. А опытной управляющей компании такие установки не нужны – предприниматели ориентируются на свой опыт и потребности клиентов, которые они знают лучше разработчиков ГОСТов.
Добавим, что подготовленный по заказу Ростуризма стандарт касается лишь небольшого количества гостиниц. Отелей, работающих на all inclusive, в России не так уж много. «Формат экономически целесообразен лишь для объектов размещения от 100–150 номеров», – говорит Вадим Прасов.