Отраслевые юристы отмечают новую волну обращений в суды туристов, чей отдых испорчен по вине «Натали Турс». Причем свои претензии они нередко предъявляют не туроператору, а турагентам. «Не видя перспективы возврата средств от «Натали Турс», разочарованные клиенты пытаются взыскать хоть что-то» с агента – даже при отсутствии на это правовых оснований, комментирует руководитель компании «Юристы для бизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.
Адвокат Димитрий Морозов отмечает: «По закону турагент не несет ответственности по обязательствам туроператора, он оказывает информационные услуги и от всей стоимости реализованных туруслуг получает комиссионное вознаграждение, что и является его заработком. Если турист по причине отказа туроператора не смог воспользоваться оплаченными услугами, он может требовать от агента возврата только этой суммы. Единственная уязвимость агента перед клиентом – ошибки, допущенные при составлении или оформлении договора. В таких случаях суды могут придраться к розничной компании. Такие прецеденты есть».
Байбородин добавляет: «Более того, согласно разъяснениям Верховного суда даже комиссия агента подлежит взысканию именно с туроператора, а не с агента».
Насколько пристрастно судьи отнесутся к рассмотрению исков в отношении агентств, во многом может зависеть от того, какую позицию займет Ростуризм. Экспертное сообщество и особенно розница ждут, воспользуется ли Федеральное агентство правом исключать из реестра тех туроператоров, которые не способны выполнить свои обязательства. Такие полномочия дает Ростуризму поправка в отраслевой закон, которая вступает в силу 3 сентября. «Если регулятор возьмет на себя ответственность за остановку деятельности «Натали Турс», то запустится механизм страховых выплат. Суды воспримут это как достаточную и законную меру защиты туристов и с большой долей вероятности будут отказывать в исках к агентам», – говорит Александр Байбородин.