В период с января по июль иностранные авиакомпании перевезли из России за границу 10,3 млн пассажиров, отечественные – 15,1 млн. На зарубежные компании пришлось 40% международных рейсов, тогда как в 2019 году они занимали долю лишь 25,7%. Такие данные обнародовал замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин.
Что касается группы компаний «Аэрофлот» (в нее входит сам нацперевозчик, а также авиакомпания «Россия» и лоукостер «Победа»), то ей удалось увеличить по сравнению с прошлым годом на 5% свою долю на международных линиях – до 28%, отметил топ-менеджер. По всей видимости, это связано с переводом лайнеров в российский реестр, что позволяет использовать их на рейсах за границу.
Наблюдатели считают, что о высокой доле иностранных авиакомпаний в «Аэрофлоте» говорят неспроста. Согласно его стратегии развития, до 2030 года компания намерена занять 50% рынка пассажирских перевозок в России и перевозить до 65 млн человек в год. Поэтому активность китайских, турецких, арабских авиакомпаний в самой прибыльной нише – международной – «Аэрофлоту», естественно, не нравится. С учетом лоббистких ресурсов нацперевозчика, можно предположить, что он постарается сдерживать выдачу новых разрешений зарубежным авиакомпаниям на тех линиях, где у него достаточно собственных возможностей для выполнения рейсов.
При этом об ограничении полетов иностранных авиакомпаний речь не идет – полностью удовлетворить потребности рынка отечественные перевозчики сейчас не могут. Рейсы за границу выполняются только на «дебермудизированных» – переведенные в реестр РФ – самолетах, а их количество недостаточно. «Планы по ограничению выдачи разрешений иностранным авиакомпаниям сейчас не обсуждаются. Напротив, из уст чиновников Росавиациии порой звучат идеи разрешить 5–6-ю свободы воздуха, а также активизировать “мокрый” лизинг – аренду самолетов у зарубежных перевозчиков», – рассказал специалист порталу TourDom.ru.
Туры за границу на стыковочных рейсах иностранных авиакомпаний в последнее время все активнее предлагают туроператоры. Благодаря выгодным ценам китайских перевозчиков некоторые туристы готовы летать ими даже по не самым удобным в плане логистики маршрутам, например на Мальдивы с пересадкой в аэропортах Китая.
Интересно, что по результатам опроса, проведенного в телеграм-канале «Крыша ТурДома», 53% респондентов при наличии выбора и одинаковой цены предпочтут рейс иностранной авиакомпании. Только 13% принципиально летают отечественными перевозчиками.