Руководители туристических компаний 16 марта поделились на конференции в ходе выставки MITT своей оценкой ситуации в туризме и прогнозами на летний сезон – 2023. Корреспондент TourDom.ru законспектировал ключевые тенденции и наблюдения в сфере как выездного, так и внутреннего туризма.
Низких цен на зарубежные туры нет и не будет
По словам Артура Мурадяна (Space Travel), самолетов, способных летать за рубеж без риска ареста, у российских авиакомпаний по-прежнему не хватает. Для турбизнеса это и хорошо и плохо. С одной стороны, канул в прошлое демпинг, когда туры массово «горели» и туроператорам приходилось устраивать распродажи накануне вылетов. С другой – турбизнес не может вывести на рынок свои предложения в прежнем объеме, высокие цены на перевозку отсекают часть клиентов.
Туристы охотнее обращаются к туроператорам и турагентам
Из-за блокировки российских карт за рубежом россияне стремятся по максимуму оплачивать туристические услуги здесь, в России, рублями и чаще обращаются к профессиональным участникам рынка. При этом интерес к самотуризму упал еще и потому, что клиенты убедились – случись беда, туроператоры быстро вывезут своих клиентов в Россию, а самотуристы предоставлены сами себе. Как сказал на конференции Евгений Данилович («Слетать.ру»), организованный туризм получил кредит доверия и сейчас переживает подъем – его компания получила в прошлом году 30%-ный прирост продаж. Это новые клиенты, которые ранее не пользовались услугами турагентств. Как следствие, растет ценность экспертизы – многие турагенты вводят отдельную плату за информационные услуги по подбору тура или разработке маршрута. В свою очередь, туроператоры в 2021–2022 годах смогли заработать, «отбить» потери в период пандемии и повысить свою устойчивость.
Количество турагентств вновь увеличивается
Кроме того, после 30%-ного спада в пандемийном 2020 году количество турагентств вновь стало увеличиваться. По оценке «Слетать.ру», сейчас в России 11 тыс. активно работающих розничных туркомпаний.
Россияне конкурируют за места в отелях с иностранцами
Артур Мурадян обратил внимание, что в отличие от России, где рынок зарубежного туризма сжался из-за нехватки авиаперевозки, во всем мире наблюдается огромный отложенный спрос. Европейцы и платежеспособные граждане других стран активно перемещаются. «Мы с ними конкурируем за места в отелях. При этом иностранцы бронируют гостиницы заранее. Это значит, что российским туристам надо перестроиться и тоже бронировать туры как можно раньше – это даст гарантию от повышения цены и поможет избежать проблем с наличием мест в отелях», – сказал эксперт.
Дагестан – в лидерах
Рынок внутреннего туризма в 2023 году продолжит расти. По словам Сергея Ромашкина («Дельфин»), наряду с традиционно популярными курортами Краснодарского края в топе продаж оказался Дагестан. При этом есть проблема – не хватает отелей. В Дербенте или Махачкале уже сейчас почти невозможно забронировать номер на лето.
Билетов на поезда по России не хватает
Из-за закрытия южных российских аэропортов в 2022 году пассажирские перевозки в поездах дальнего следования РЖД выросли на рекордные 17%, однако билетов все равно не хватает. Дефицит сохранится и в 2023 году, спрогнозировал Сергей Ромашкин. Хорошая новость, по его мнению, в том, что планировать отдых в южных регионах сейчас проще – теперь уже точно понятно, что аэропорты не откроют. А значит, надо выкупать ж/д билеты или ехать к югу на машине.
Цены на туры по России вырастут на 11–18%
Эксперты считают, что пока рано строить прогнозы по поводу роста цен. По словам Сергея Ромашкина, сейчас отели России продали не более 15% номеров на лето. Это значит, что ценовые изменения еще впереди. Отели прощупывают спрос и при необходимости скорректируют тарифы. «В среднем цены вырастут на размер инфляции», – считает Ромашкин. Пока значительнее всего подорожал отдых в Геленджике – по сравнению с 2022 годом средняя стоимость ночевки поднялась на 18,4% Для сравнения: в Сочи – на 11,7%.