До 15 апреля туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны внести платежи в фонды персональной ответственности (действие моратория на выплаты, введенного с началом пандемии, завершилось в прошлом году). Расстаться придется с немалой суммой: по оценке руководителя ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, она составит около 1,5 млрд руб. По словам туроператоров, деньги будут заморожены, хотя могли бы работать в том числе на развитие внутреннего туризма. Кроме того, высказываются мнения, что это может негативно отразиться на туристах, увеличив стоимость турпродукта.
«Вынужденное изъятие туроператорами из оборота значительных финансовых средств в ФПО (у крупных компаний это сотни миллионов рублей), естественно, не способствует развитию бизнеса и в конечном итоге негативно влияет и на стоимость продукта», – считает гендиректор компании Pegas Анна Подгорная.
Похожую оценку высказывает и заместитель гендиректора туроператора FUN & SUN Александр Сирченко – отмена льготы прямо отразится на бизнесе. По его мнению, для туроператоров оплата взносов в ФПО в условиях турбулентности – это существенная нагрузка. «При том что общая цена турпродукта выросла кратно по отношению к докризисному 2019 году, надо понимать, что выросла она за счет общего повышения цен и роста курса иностранных валют, а не за счет восстановления рынка. Рынок выездного туризма восстановился только на 60%, и нет предпосылок для высоких темпов роста в среднесрочной перспективе, так как мы продолжаем работу в условиях санкционного давления и ограничений», – сказал Сирченко. При этом, выводя для выплат в ФПО крупные суммы из оборота (например, FUN & SUN вынужден будет заплатить более 913 млн руб.), компании теряют возможность использовать эти средства для развития бизнеса не только по выездному, но и по внутреннему и въездному туризму: на внесение предоплат перевозчикам и отельерам, на рекламные кампании и мероприятия по продвижению и т. д. Что касается кредитов на эти цели, то в условиях высокой ключевой ставки ЦБ брать их невыгодно. Поэтому было бы правильно продлить действие льготы по ФПО или принять другое альтернативное решение. Тем более что это не потребует от государства дополнительных расходов, полагает Александр Сирченко.
Действительно, трудно спорить с тем, что замороженные в ФПО средства могли бы работать на развитие туристической отрасли. А вот насчет того, что выплаты туроператоров отразятся на стоимости турпродукта, мнения разнятся.
«На цене туров это не скажется. Стоимость турпродуктов формируется из контрактных цены, спроса, наличия авиабилетов и цен от партнеров, а не из-за взносов», – прокомментировали TourDom.ru в компании Anex.
В любом случае, практически все участники рынка выездного туризма считают, что проблему с взносами в ФПО необходимо как-то решать. На обсуждение выносятся различные варианты. Например, Российский союз туриндустрии предложил ограничить предельный размер фонда персональной ответственности туроператора и сохранить льготную ставку ежегодного взноса в ФПО на уровне не более 0,25% с отсрочкой оплаты до апреля 2025 года. Было также предложение считать размер взносов не от выручки, а от количества туристов – чтобы не зависеть от колебаний курсов валют. Однако все это необходимо четко прописать в отраслевом законодательстве. «Необходимо вносить поправки в Федеральный закон и устанавливать максимальный и минимальный размер фонда, остановить отчисления при достаточном его наполнении. А лучше вообще пересмотреть систему финансового обеспечения, которая устарела и юридически, и экономически», – объяснял TourDom.ru основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Добавим, что согласно дорожной карте по развитию туризма, подписанной в начале года премьером Михаилом Мишустиным, только в декабре Госдума начнет обсуждать отраслевой закон, а принятие запланировано на середину 2025-го.