Министерство экономического развития уже 7 месяцев не может опубликовать условия участия туроператоров в программе поддержки чартерных рейсов по России на этот год. Согласно распоряжению, которое подписал премьер Михаил Мишустин еще 1 марта, Минфину предписывалось выделить Минэку на повышение доступности туров по России 250 млн в текущем году и еще столько же – в следующем. Однако спустя почти 8 месяцев министерство так и не открыло прием заявок. Более того, государство не выплатило туроператорам компенсации даже за уже организованные ими чартеры в 2022 году. Сделать это помешало расформирование Ростуризма, но времени, чтобы принять дела, у Минэка было более чем достаточно.
На конференции Ассоциации менеджеров России 19 октября об этом говорил заместитель генерального директора туроператора Fun & Sun Александр Сирченко: «Я считаю, некрасиво, когда при смене регулятора остаются долги за уже реализованные чартерные рейсы. Нам недоплатили порядка 150 млн руб.». По словам топ-менеджера, несмотря на то что распоряжение о выделении денег на софинансирование рейсов в этом году подписано, «окно» сдачи документов до сих пор не открыто. «Мы можем как крупный туроператор делать чартерные программы, чтобы туристы имели возможность путешествовать по стране. Если бы мы знали, что в 2023 году распоряжение не будет исполняться, то мы по-другому реализовывали бы программу».
С такой же проблемой столкнулись и другие компании, которые с подачи Ростуризма участвовали в организации рейсов. Например, в «Интуристе» редакции подтвердили, что ждут от государства около 30 млн руб. за прошлогоднюю программу.
Корреспондент TourDom.ru убедился, что в соцсетях Минэкономразвития размещен только анонс и начиная с марта никаких новостей по теме чартеров по России не было. 23 октября редакция отправила запрос в министерство с просьбой разъяснить перспективы выплат туроператорам за уже выполненные рейсы и правила участия в новом этапе программы. Ответ пока не получен.
Между тем до конца года осталось всего 2 месяца и у туроператоров почти не остается времени для подачи заявок, не говоря уже об организации новых рейсов. Теоретически компании могут успеть поставить только короткие новогодние программы, но проблема в том, что места в отелях на праздничный период уже активно бронируются.
Программа поддержки чартеров по России была запущена Ростуризмом в 2021 году как часть нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Туроператоры могли организовывать туристические рейсы по утвержденному списку направлений и по итогам сезона получать от государства субсидию в размере 50% от стоимости билета. Экс-глава Ростуризма Зарина Догузова неоднократно заявляла, что за счет снижения стоимости перелета у туроператоров появилась возможность предложить туристам туры по более привлекательным ценам. Программа так и называлась – «Повышение доступности туристических продуктов».
Компании в расчете на субсидии организовали рейсы в Дагестан, Бурятию, Чечню, на Сахалин, Камчатку, Алтай, а также в Казань, Тобольск, Горно-Алтайск и другие города. Как правило, это были перелеты из Москвы.
После расформирования Ростуризма прекратилась еще одна программа, которую преподносили как способ сделать путешествия по России более доступными, – это туристический кешбэк. В правительстве решили, что тратить миллиарды рублей на поддержку спроса на и без того активно развивающемся рынке внутреннего туризма нецелесообразно. Кроме того, имидж проекта подпортили случаи злоупотреблений, о которых доложили Владимиру Путину.