Эксперты турбизнеса обратили внимание на проект, именуемый «Турмашина». За креативным и потому кажущимся легковесным названием бренда кроется, судя по заявлению на сайте, весьма амбициозный замысел – разработка и внедрение глобальных «цифровых решений развития туризма». Цифровизацию отрасли «Турмашина» трактует как перевод всех процессов в электронную форму на базе открытой платформы. Также планируется «создание и обогащение сквозного цифрового профиля туриста для формирования персонального продуктового предложения», иными словами, ID туриста. Вкупе эти две идеи вполне соответствуют задачам, которые призван решить проект электронной путевки, уже несколько лет вынашиваемый во властных структурах и до сих пор не поделенный между группами влияния, главной из которых до последнего времени считался Ростех со своим проектом НТТ.
Помимо цифровизации туризма, «Турмашина» заявляет о себе как о центре экспертизы, где будут консолидированы «все доступные данные о туризме в России», проведена оценка реального состояния и возможностей развития отрасли. Компания собирается реализовать программу рейтингов гостеприимства, взяться за развитие территорий – прогнозировать и оценивать новые туристические агломерации, инфраструктуру. В портфеле «Турмашины» – компетенция, над которой вполне успешно трудится Ростуризм: «популяризация и расширение возможностей внутреннего туризма», а также кейс обучения и «сертификации персонала по программам мирового уровня».
Анонсированный «Турмашиной» набор стратегических задач под силу организации, имеющей серьезную поддержку государства, доступ к административным и финансовым ресурсам.
Однако в данный момент, согласно Rusprofile, ООО «Турмашина» записано в статусе микропредприятия с уставным капиталом 10 тыс. руб. Основной вид деятельности отмечен как «деятельность туристических агентств». С 7 сентября 2020 года директором компании выступает Бикман Дмитрий Константинович. Упоминаний о нем в сети немного, Google по запросу выдает статью от 11 февраля 2021 года: «Комитет по туризму и цифровая туристическая платформа "Турмашина" подписали соглашение о сотрудничестве».
По данным еще одного источника, сайта checko.ru, за 2020 год сведений о выручке компании нет, а в разделе «Чистая прибыль» указано: минус 47,68 млн руб. Размер убытка, очевидно, сформирован существенными затратами, которые произвела «Турмашина» за год работы. Надо ли говорить, что с учетом отсутствия выручки такая расходная часть не под силу обычному микропредприятию, занимающемуся турагентской деятельностью.
Если дальше углубиться в анализ и обратиться к веб-сервису, предназначенному для экспресс-проверки контрагентов, «Контур фокус», выяснится, что согласно балансу за 2020 год, «Турмашина» имеет долгосрочный заем на 335,5 млн руб. И, наконец, самый важный нюанс – в июне 2021 года в компании сменился собственник, им стал Афанасенко Дмитрий Фёдорович. В его активах – набор крупных компаний, среди которых «ДФА Капитал», «Национальные телематические системы» (НТС), а также ГЛОСАВ, которая занимается разработкой и внедрением спутниковой системы мониторинга. По данным tadviser, Афанасенко в 2020 году стал владельцем этой компании, заменив Игоря Ротенберга. Впрочем, его партнерство с известным олигархом просматривается и по другим крупным проектам.
Такая совокупность фактов не оставляет сомнений – несмотря на весьма скромный внешний образ «Турмашины», в любой момент от нее можно ждать перехода к реализации амбициозных планов и вмешательства в существующий расклад сил на ниве туризма и гостеприимства. Направления деятельности структуры уже определены и охватывают все ключевые позиции влияния на отрасль.
В этой связи обращает на себя внимание — интерес проекта направлен не только на глобальные тренды, но и на информационные сервисы для туристов. Сайт «Турмашины» среди прочего анонсирует: конструктор путешествий для индивидуалов, планировщик поездок в формате мобильного приложения, наиболее полный каталог туристических услуг в РФ, отраслевую платформу-агрегатор продуктов туристической активности.