Правительству предложили запретить агрегаторам рекламировать жилье для туристов, которое не прошло обязательную классификацию. Такая инициатива выдвинута 29 августа во время стратегической сессии по развитию туризма. Как сообщает РБК, ее авторы – неназванные отельеры и Российский союз туриндустрии. Идею объясняют заботой о туристах, но эксперты, опрошенные TourDom.ru, считают ее спорной: по одной из версий, это не более чем лоббирование платных услуг от многочисленных компаний-классификаторов.
Аргументы за
«Крупные гостиницы не могут работать вне классификации, нам важно, чтобы остальные средства размещения тоже проходили классификацию и попадали в реестр. Чтобы простимулировать бизнес, есть такая инициатива – ограничить площадки, которые занимаются рекламой и дистрибуцией туристических услуг», – пояснил РБК вице-президент РСТ Илья Уманский. Похожую оценку в разговоре с TourDom.ru высказал и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, управляющий партнер сети «Альянс отели» Вадим Прасов: «Нормальная история. Надо переходить к легализации рынка и убирать диспропорцию между бизнесом, который платит налоги, и тем, который сейчас в “серой” зоне. Однако нужно понимать, что многие там находятся вынужденно, поскольку ряд законодательных требований не дает им возможности работать легально. Поэтому необходимо, с одной стороны, снять избыточные требования и легализовать эти средства размещения, но при этом они должны проходить классификацию и платить налоги. Я думаю, что это разумно, правильно и справедливо».
Количество средств размещения, не прошедших классификацию, впечатляет. По экспертным оценкам, их около 150 тыс. мест. Причем в некоторых регионах гостевые дома и мини-отели составляют половину рынка, а то и больше. И, кажется, идея привести всех к общему знаменателю не лишена смысла – ради честной конкуренции и безопасности туристов, которые будут понимать, что заселились не куда-нибудь, а в жилье, прошедшее соответствующую процедуру классификации.
Только заплати
Однако все непросто, хотя бы потому, что, например, гостевые дома пока не обязаны проходить процедуру классификации, то есть, до того, как вводить какие-либо ограничения на рекламу, нужно вносить поправки в закон. Возникают вопросы: нужна ли квартирам, апартаментам, гостевым домам именно классификация и кто ее будет проводить? По одной из версий, настоящие бенефициары этой инициативы – компании, оказывающие платные услуги классификации гостиниц.
По данным реестра, в России действуют 225 таких организаций. На сайте одной из них указано, что стоимость работ по классификации объекта без звезд емкостью до 15 номеров составляет 15 тыс. руб., причем сроком на 3 года.
Только лишь в одном Краснодарском крае, по экспертным оценкам, работает 10 тыс. гостевых домов, а в отдельно взятом городе Сочи сайт «Авито» выдает 9 тыс. объявлений о сдаче квартир посуточно. В масштабах страны получается гигантский неосвоенный рынок потенциальных потребителей, которым можно каждые 3 года продавать сертификаты. К тому же владельцы гостиниц неоднократно жаловались, что процедура классификации – это формальность, порой на объект даже никто не приезжает, бумажка выдается удаленно, только заплати.
На то, что платная классификация превратилась в формальность 2 года назад, обратил внимание министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. «Сколько стоит ослепнуть?» – такой подписью он сопроводил фотографии убогого домика, который выдавался за отель три звезды.
Не далее как в июле в РСТ уже поднимали вопрос о повышении ответственности компаний, занимающихся классификацией. Однако ранее Ростуризм лишь однажды лишил аккредитации фирму, которая раздавала отелям фейковые звезды.
При таком уровне бардака тезис о том, что проживание в квалифицированном объекте безопаснее, сомнителен. Как не вспомнить о трагедии в Нижегородской области, когда на официально работающей и проверенной турбазе Forrest House при пожаре погиб ребенок.
Аргументы против
По словам Алексея Кожевникова, члена Общественно-экспертного совета нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», запрет, который может быть введен для агрегаторов, проблему обеления рынка не решит – в отличие, например, от законопроекта, разработанного депутатом Госдумы Вячеславом Фетисовым при поддержке объединения предпринимателей «Опора России», о том, что каждому средству размещения должен быть присвоен индивидуальный номер и внесен в федеральный реестр. «К инициативе отношусь отрицательно, так как это не решает вопроса обеления рынка туристического жилья (квартиры, апартаменты, гостевые дома). Цивилизованный, международный опыт – это запрет онлайн-публикации краткосрочной аренды туристического жилья на онлайн-агрегаторах без ID и штрафы как объекту туржилья, так и платформе, разместившей без ID. Законопроект Фетисова об этом и про это, включая понятийный аппарат. Он писался с подобных законопроектов Италии и Испании. Зачем мы пытаемся пугать классификацией тех, кто сдает туржилье? Это неправильно, а главное, абсолютно не решает проблему, с которой бизнес обратился в правительство еще года четыре тому назад! И только одни разговоры, и никакой конкретики. Жаль, что на рынке сейчас действует недобросовестная конкуренция и всех, получается, это устраивает. Кстати, без такого же подхода законопроект о гостевых домах, который сейчас разработан, обречен на провал», – сказал TourDom.ru Алексей Кожевников.
Как несложно догадаться, против предложения о классификации гостевых домов и апартаментов выступают и агрегаторы. По мнению управляющего директора Ostrovok.ru Дарьи Кочетковой, предложенный запрет часть рынка может увести в тень – объекты будут продаваться по альтернативным каналам, в результате чего пострадают туристы, поскольку гарантии качества и безопасности в этом случае не будет. «Обеление рынка сейчас уже происходит – после ухода иностранных сервисов малые объекты размещения присоединились к российским агрегаторам, которые работают в российском налоговом и законодательном поле, – отметила в разговоре с TourDom.ru Дарья Кочеткова. – Мы как агрегатор проверяем и верифицируем их при регистрации». При этом, по ее словам, все больше и больше объектов регистрируется со статусом самозанятого: «Рост регистраций говорит о том, что владельцы таких объектов размещения хотят работать легально в рамках действующего законодательства и готовы платить налоги».