В России удвоилось количество глэмпингов: если в 2019 году их было около 60, то сейчас порядка 120. Об этом в программе «Перспективное дело» на телеканале «РБК» 21 сентября сообщила Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов России и директор компании–производителя тентов «Дикий Дом». По ее словам, спрос на этот вид отдыха есть, в глэмпинги едут самые разные категории клиентов, устраивают йога-туры, проводят свадьбы.
«Стоимость размещения очень сильно зависит от местоположения. Если мы говорим о каких-то уникальных локациях, то она может достигать 200 тысяч рублей с человека. Если о форматах и локациях попроще, то это от 4 до 8 тысяч рублей», – сказала Жанна Кира.
Первый глэмпинг появился в России четыре года назад, поэтому участники эфира попытались разобраться, чем же это понятие отличается от более привычного кемпинга. С одной стороны, классическое определение, которое произошло от английского glamorous camping, подразумевает некий намек на роскошь. Поэтому глэмпингом может считаться размещение в природных условиях с максимально возможным комфортом: удобной кроватью, Wi-Fi, кондиционером, гостиничным сервисом. С другой – не существует каких-либо стандартов.
Тем не менее, по словам Жанны Кира, все 120 имеющихся в России объектов – это именно глэмпинги, так как туристы в любом случае получат комфортное размещение с кроватью и сервисом. Просто за 4–8 тысяч рублей глэмпинг «попроще», чем за 200: без высокой кухни, большого количества обслуживающего персонала, с «недостачей» в интерьере и т. д. «То есть будет такой формат ближе к кемпингу», – сказала в итоге Жанна Кира.
В ходе программы анализировались перспективы глэмпингов в условиях России. Сторонники их развития считают, что время классических пансионатов проходит. «До сих пор в России строили огромное количество частных версалей, таких бревенчатых усадеб. И молодежь это не воспринимала. А сейчас молодежь делает проекты для молодежи», – заявил Роман Фанталис, генеральный директор проектно-строительной компании «Фанталис». При этом длительного согласования и строительства нет, рабочий проект можно получить всего за два месяца.
Однако есть и сдерживающие факторы. Жить в палатке комфортно только в теплое время года, зимой объект не работает, но предпринимателю нужно его охранять. Кроме того, поддерживать палатки в хорошем состоянии трудно.
Эксперт по недвижимости Ольга Архангельская видит еще и риски в позиционировании нового формата отдыха: чтобы сделать «глэмпинг», недостаточно просто иметь участок земли и поставить там палатки с кроватями. Если люди, ожидающие «лакшери», приедут и столкнутся с отсутствием Wi-Fi, туалета в номере, сервиса, завтрака, то имидж индустрии пострадает и понятие будет дискредитировано. Об этом же в ходе эфира говорила Марина Грицун, председатель Союза организаторов детского отдыха, занимающаяся палаточными лагерями уже 10 лет. Она назвала глэмпинг перспективным форматом. Однако в погоне за обещанной быстрой окупаемостью на рынок заходят поставщики некачественных услуг, появляются странные объекты, дискредитирующие это понятие: «Зрелище грустное и печальное».
В ходе эфира прозвучало утверждение, что в России такой бизнес легко оформить, так как он попадает в категорию некапитальных строений, поэтому глэмпинг можно разместить даже в водоохранной зоне и на особо охраняемых природных территориях. По данным глэмпинг.рф, вложения окупятся в 2–3 раза быстрее, чем в гостиничный бизнес. Комплекс из 15 палаток начнет приносить прибыль уже через полтора года. Ассоциация глэмпингов ждет, что в 2021 году количество глэмпингов в России снова удвоится и приблизится к трем сотням.
Однако, по словам Сергея Петрова, совладельца глэмпинга «Под небом», чтобы сделать хороший продукт, а не просто поставить палатки в чистом поле, не хватит тех сумм, о которых говорят в интернете. «Да, по сравнению с капитальным строительством нужно меньше инвестиций, но это не пять-шесть, а десятки миллионов рублей. Что касается легкости оформления бизнеса, то это утверждение опровергла у себя в Фейсбуке Марина Грицун: она опубликовала перечень из 18 нормативных актов и ГОСТов, которые нужно учесть предпринимателю, желающему открыть кемпинг (термин «глэмпинг» юридически не закреплен. – Ред.).
Напомним, что, согласно одному из целевых показателей рабочей версии паспорта национального проекта «Туризм», в ближайшие годы в России должно появиться 2000 глэмпингов. Строительство модульных гостиниц уже включено в программу грантовой поддержки: предприниматели могут получить от государства до 3 млн рублей.