В СМИ появились заголовки, гласящие, что международные круизы в Санкт-Петербург могут возобновиться. Повод дал замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков: выступая 5 декабря на конференции, он напомнил о планах министерства вернуть 72-часовой безвизовый въезд для пассажиров круизных лайнеров. Этот порядок действовал до пандемии и помогал привлекать туристов. Однако предположение о возвращении иностранных круизеров выглядит преждевременным.
В 2019 году иностранные лайнеры и паромы заходили в порт Санкт-Петербурга 268 раз – на них в город прибыли 647 тыс. туристов. В основном это были суда крупных международных компаний, которые имеют американское или европейское происхождение. Вернуться в Россию они не могут из-за международной обстановки и режима санкций, ограничивающих контакты с российским бизнесом.
Поэтому инициативу Минэкономразвития стоит расценивать как работу на отдаленную перспективу. В самом министерстве, например, считают, что безвизовый въезд пригодится для развития новых курортов в рамках проекта «Пять морей» (по плану должны появиться к 2030 году. – Ред.).
Наряду с Санкт-Петербургом больше туристов за счет 72-часового въезда в теории сможет получить и Владивосток. «До пандемии круизные суда международных компаний уже заходили туда и строили планы по увеличению заходов в Петропавловск-Камчатский и на Сахалин. Все эти возможности были просчитаны и готовы к реализации, если бы не вмешались обстоятельства», – обратила внимание Екатерина Илюшина, директор по развитию CruClub.
Если рассуждать логически, то 72-часовой въезд в РФ на лайнерах без визы мог быть интересен китайским туристам. Интерес к круизному туризму там растет. Однако сами китайцы сфокусированы на развитии круизов по своим рекам, а рынок морских путешествий из портов Китая контролируют все те же крупные международные холдинги, которые даже при желании не смогут включить Владивосток в свои дальневосточные маршруты.
«Это может быть прекрасной возможностью для создания российской круизной компании, которая сама будет развивать направления или формировать совместную круизную линию под такой проект, чтобы судну не грозили санкции за посещение российских портов», – добавляет Екатерина Илюшина.
Еще одна возможная сфера применения – это экспедиционные круизы к труднодоступным точкам в российской Арктике и на Дальнем Востоке. В сентябре Владимир Путин поддержал предложение вице-президента РСТ Вадима Мамонтова расширить перечень портов, куда разрешен заход круизных судов. По его мнению, это простимулирует инвесторов вкладываться в организацию таких круизов. «Но, к сожалению, для того чтобы эта программа в полном виде реализовалась и стала действительно хорошим примером туристической дипломатии, когда, открывая нашу страну, мы показываем как раз иностранцам, насколько она прекрасна… чтобы помочь этому, стоило бы расширить те порты, куда могли бы осуществлять заходы эти суда, возможно под иностранным флагом, которые будут приобретены инвесторами, и пункты схода на берег туристов – посадки и высадки», – сказал Мамонтов.
Ранее TourDom.ru писал, что отели и круизные компании начали делать ставку на уникальность туров.