Идея страхования каждого тура, которая периодически обсуждается в туротрасли как минимум последний десяток лет, получила новое дыхание. С инициативой внедрить эту схему выступила Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ). Соответствующие предложения она направила губернатору Алтайского края, входящему в рабочую группу по разработке нового закона о туризме.
«Необходимо создать новый страховой продукт – обязательное страхование гражданской ответственности туриста (ОСГОТ) – и включить его в обязательный комплекс услуг, входящих в турпродукт. Кроме того, обязать самостоятельных путешественников оформлять такую страховку при приобретении любых туруслуг, что минимизирует расходы по эвакуации самотуристов на родину в случае чрезвычайных ситуаций. Эта же страховка позволит турагентствам реализовывать отдельные туристические сервисы поставщиков (авиабилеты, гостиницы, трансферы, визовую поддержку, экскурсии и т. д.), даст финансовые гарантии исполнения услуги для туриста. ОСГОТ будет обеспечивать минимум к возврату от неисполненных обязательств туркомпаний. Если турист желает получить полную компенсацию за несостоявшийся тур, необходимо сформировать дополнительный страховой продукт по типу КАСКО – разновидность добровольного страхования, подразумевающего комплексную защиту путешественника от финансовых потерь», – раскрывает суть предложения Ирина Слесарева, член правления АРАТ.
Страховщики считают объяснимым стремление турбизнеса активнее вовлечь их в сферу обеспечения гарантий путешественникам. Однако в предлагаемой модели усматривают некорректное понимание ее авторами сути страхового бизнеса. «Сам термин “страхование гражданской ответственности туриста” абсурден, невозможность организовать поездку – это профессиональный риск туроператора, а не путешественника», – говорит руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по страхованию туроператоров, исполнительный директор ERV Юлия Алчеева. «Что касается страхования каждого тура, то этот принцип косвенно заложен и в ныне действующую на туррынке систему финансовых гарантий: есть понятие единомоментного убытка – когда туроператор прекращает деятельность, страдают не все его туристы, а только часть. По принятым оценкам считается, что 5% от оборота достаточно, чтобы расплатиться с теми, чьи туры сорваны, а также вернуть застрявших за границей клиентов. Другое дело, практика показывает, что это не всегда так», – продолжает эксперт. По словам Юлии Алчеевой, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора: «Это просто невыполнимо». Модель, показавшая свою эффективность – фонды, учреждаемые самими профессиональными участниками рынка. Показательный пример – ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook. Такой вариант – создание фонда, в который туроператоры будут отчислять определенные суммы от продажи каждого тура, – предусмотрен и законопроектом об электронной путевке, говорит эксперт.
Напомним, в законопроекте есть нормативы, освобождающие туроператоров от необходимости страховать ответственность перед туристами и состоять в «Турпомощи» в обмен на взносы в новый гарантийный фонд. Рассмотрение документа во втором чтении должно было состояться в конце июля, но перенесено на осеннюю сессию Госдумы.