Участник телеграм-чата для профессионалов туризма «Курилка ТурДома 2.0» обратил внимание на опубликованные в одном из телеграм-каналов и быстро разошедшиеся по туристическим форумам результаты исследования поисковых запросов на популярные черноморские курорты России.
Неназванные авторы приводят «сенсационные» цифры: по Сочи, оказавшемуся на первом месте «рейтинга», отмечено «экстремальное количество поисковых запросов об отдыхе, бронировании и ситуации (очевидно, имеется в виду декабрьский разлив мазута. – Ред.), по Геленджику (Краснодарский край) и Ялте (Крым) – «10-кратный взлет интереса», по Евпатории – «5-кратный взлет частоты поиска ”отдых с детьми„».
Что касается методики, то, как пишут авторы, «проведен анализ частоты поисковых запросов в ”Яндексе„ и ”Гугле„, а также употребления названия курортов (в том числе в связке с "забронировать", "жилье", "отели", "санатории", "пляж", "мазут", "сезон", "можно ли купаться" и т. д.) в сообществах и туристических чатах». 6-я, пустая строка вышеприведенного топ-25 отведена Анапе, но «скрыта по причине поиска только для получения новостей об экокатастрофе». Видимо, авторы имеют в виду нулевой интерес к курорту, хотя тут же оговариваются, ссылаясь на некий «соцопрос», что «каждый 9-й постоянный гость» все же поедет предстоящим летом в Анапу.
Обращает на себя внимание сумбурность рейтинга. Какие выводы предлагается сделать получателям этой информации из ранжирования таких несвязанных запросов, как, например, «забронировать» и «мазут» в привязке к тому или иному курорту, – остается неясным.
Предположение о том, что «10-кратный рост» интереса к Геленджику и Ялте и «экстремальный» – к Сочи объясняется нежеланием ехать в Анапу, не выдерживает критики: даже если все любители Анапы вдруг переориентируются на другие черноморские курорты России, это никак не приведет к увеличению спроса на них в разы.
По всей видимости, анализ запросов отражает лишь активизацию интереса к заблаговременному поиску отдыха на юге РФ. Это предположение нам подтвердили в крупных ОТА и сетях турагентств: первые заявки на летний сезон – 2025 стали поступать еще в середине осени, гораздо раньше, чем обычно. Запросы не всегда завершаются реальными бронированиями, но заметная активизация – факт. При этом стоит отметить, что на фоне истории с разливом мазута туристы с середины декабря взяли паузу: отказов от уже забронированных поездок пока практически нет, но многие сейчас не торопятся с покупками, ожидая улучшения экологической ситуации.
Руководитель туроператора «Турплатформа» Сергей Толчин полагает, что после того, как последствия декабрьской катастрофы танкеров будут окончательно устранены и информационный фон в СМИ относительно состояния воды в Черном море сменится на позитивный, можно ждать всплеска отложенных бронирований отдыха. При динамическом ценообразовании в случае резкого роста спроса не исключено заметное увеличение как тарифов на авиабилеты на южные курорты, так и расценок на гостиницы.