24 июня юристы прокомментировали TourDom.ru, какие последствия могут быть для не привитых от коронавируса туристов, которые откажутся от оплаченного отдыха в Краснодарском крае. Поводом стало заявление губернатора Вениамина Кондратьева о том, что с 1 августа все отели и санатории перестанут принимать невакцинированных граждан.
Как отмечают эксперты, туристы вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, однако рассчитывать на 100%-ный возврат средств не стоит. Соблюдение правил въезда в страну или место временного пребывания, так же как и санитарных ограничений, входит в обязанности туриста согласно ст. 7 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Введение руководством Краснодарского края требований о ПЦР-тесте с 1 июля и наличии вакцинации с 1 августа для заселения в объекты размещения находится вне контроля отеля, туроператора, турагента или туриста. «Соответственно, говорить о том, что здесь кто-то несет ответственность, не приходится. Обстоятельства изменились, и ни одна из сторон не могла этого предположить. Задача туроператора и турагента – проинформировать туриста о новых требованиях, а клиент самостоятельно примет решение, готов ли он совершить путешествие на таких условиях. Если нет, то он может отказаться, однако для исполнителя могут возникнуть фактически понесенные расходы», – комментирует юрист сети турагентств «Розовый слон» Мария Чапиковская. Впрочем, турист вправе потребовать подтвердить их или оспорить в претензионном и судебном порядке.
Эксперт Игорь Косицын также считает, что требование вакцинации для въезда в Краснодарский край можно отнести к изменениям существенных условий договора лишь частично. Ведь ни прививки, ни другие эпидемиологические ограничения ни в одном договоре не прописываются. Поэтому сторона не вправе в одностороннем порядке его расторгнуть и получить 100%-ный возврат. «Это возможно согласно ст. 14 отраслевого закона только если есть угроза безопасности, жизни и здоровью. В данном случае введены определенные требования регуляторного характера со стороны местных властей», – отмечает юрист.
Вместе с тем возможны потребительские конфликты. «Они уже сейчас возникают, например в связи с введением требований о ПЦР-тестах для размещения в гостиницах Подмосковья. Поэтому я советую туристическим компаниям уведомлять туристов о необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе возникших после заключения договора», – комментирует учредитель юридического агентства «Персона Грата», бизнес-омбудсмен Георгий Мохов.
Что же касается гостиниц, то, по мнению юристов, они также могут удержать часть средств в соответствии с условиями бронирования. Впрочем, не исключено, что какие-то отели пойдут на уступки по возвращению денег в зависимости от финансовых возможностей объекта.
«В ситуации пандемии мы все в равной степени пострадавшие, и планировать путешествия в такой неустойчивой обстановке будет рискованно, в любой момент могут быть ужесточены условия въезда и возникшие при этом убытки возмещать будет некому», – добавляет Георгий Мохов.