Вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко на выставке-форуме «Россия» заявил, что турпоток в нашей стране в прошлом году превысил допандемийный уровень и составил 75 млн поездок (против 73 млн в 2019 году). Позже на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина вице-премьер рассказал и о впечатляющих туристических результатах на новогодние праздники. «По предварительным данным, рост числа поездок по отношению к прошлогодним новогодним каникулам составил более полумиллиона человек, это порядка 19%», – сказал Чернышенко. Показатель в абсолютных цифрах он не привел, но можно сравнить с заявлениями вице-премьера ровно год назад. Тогда внутренний турпоток на новогодние праздники также вырос и составил около 12 млн человек. Простой арифметический подсчет показывает, что увеличение получается на 2,3 млн человек – те самые 19% – т. е. никак не 500 тыс. туристов.
Есть вопросы и к предварительным данным по году. В правительстве говорят о 75 млн поездок, в РСТ ожидают в 2023-м 83 млн, а осенью Росстат приводил совсем интересные цифры. По данным статистического ведомства, только в период с января по сентябрь прошлого года россияне совершили 135 млн поездок по стране. Что, в принципе, близко к плановому показателю, установленному в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – поставлена цель достичь к 2030-му 140 млн ежегодных поездок.
При этом официальные заявления и оптимистичные данные Росстата не стыкуются с результатами исследований социологов. Осенний опрос ВЦИОМ продемонстрировал, что около 84% предпочли провести отпуск дома.
По мнению экспертов, корень всех подобных расхождений – в отсутствии четкой методики расчета турпотока. Не совсем понятно, например, на чем основываются данные, которые представляют в федеральный центр регионы, – на информации по гостиницам, которую смогли собрать быстрее Росстата, на данных по посещаемости туристами каких-то знаковых мест, на показателях из аэропортов и вокзалов? Причем в разных регионах механизмы подсчета могут различаться.
В документах Росстата говорится, что одна туристическая поездка – это как минимум одна ночевка либо в коллективном средстве размещения (отеле, санатории, хостеле, глэмпинге и т. д.), либо в индивидуальном, т. е. в частной квартире, сдающейся в аренду. И тут еще одно узкое место – если учет в гостиницах ведется и он относительно прозрачен, то с квартирами ситуация куда менее понятная. «Мы смотрим на расчет турпотока и видим, что это опять “фантомные” показатели, – писал у себя в тг-канале эксперт Алексей Кожевников, комментируя данные чиновников об объеме турпотока в Сочи. – Единой методики подсчета турпотока как не было, так и нет. Смотрите сами, поток из 7,2 млн туристов дал бюджету всего 1,5 млрд руб. Это 208 руб. с человека! Ответ очевиден – "серый" рынок по-прежнему преобладает в регионе».
Как отметил в разговоре TourDom.ru президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков, вопрос статистики в туризме очень важен, поскольку на ее основе формируется стратегия развития отрасли: «Как понять, что происходит и почему озвучиваются разные цифры? Есть экспертные оценки; есть данные, которые предоставляются предпринимателями в органы статистики; есть показатели, которые “подтягиваются” муниципальными и региональными властями к плану или KPI, иногда это цифры, взятые просто с потолка, но существуют еще большие данные, которые не используются Росстатом. Ни для учета турпотока, ни для контроля цен, о котором ранее заявляли в Минэкономразвития». При этом существующая система учета, сбора и анализа статистики – без масштабирования на всю страну, без учета больших данных – производится формально, выборочно, в ручном режиме. Но виноват, по мнению Волкова, не Росстат, нужно менять подходы к статистике – в частности, использовать большие данные, как это сделано, например, в некоторых крупных частных компаниях или при мастер-планировании туристических макротерриторий. «Тогда картина будет более объективной и мы сможем правильно планировать цели нацпроекта», – добавил эксперт.
Увы, предложения по совершенствованию механизма статистики поступают регулярно, однако о конкретных действиях пока не слышно.