Вечером 15 апреля многие федеральные СМИ процитировали распоряжение премьера Михаила Мишустина № 977-р: «возвратить туристам или иным заказчикам турпродукта денежные суммы» по договорам о реализации турпродукта, заключенным до 31 марта 2020 года. Для этой цели предполагается задействовать фонды персональной ответственности (ФПО) «Турпомощи». Публикации обнадежили покупателей несостоявшихся туров. Однако эксперты подчеркивают: речь идет о праве туроператоров, а не их обязанности, что прямо указано на сайте правительства.
За разъясниями TourDom.ru обратился к руководителю ЮА «Персона Грата» Георгию Мохову.
Коротко о кешбэке здорового человека
Как развивать внутренний туризм в России и не допустить резкого роста цен на отдых?
Директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян считает, что развивать внутренний туризм в России можно, используя пример Китая. Там полученные от государства субсидии граждане могут тратить почти на что угодно.
HotLine.travel
В соответствии с новым постановлением у туроператоров есть не 2 недели, а один месяц, чтобы уведомить «Турпомощь» о своем решении. И не более того.
К сожалению, практика показала, что этот механизм не работает. Так как для того, чтобы задействовать фонды в «Турпомощи», согласно распоряжению премьера, туроператорам пришлось бы их пополнить. В итоге в прошлом году с заявлениями о выплатах из ФПО в «Турпомощь» обратились только 39 компаний из более 400, входящих в ассоциацию. Причем из этих 39 до стадии формирования реестра дошли только 16, среди которых не было ни одного крупного туроператора.
Маловероятно, что в этом году ситуация изменится. Дело в том, что половина участников «Турпомощи», 204 компании, подали в Ростуризм заявления о признании размеров их ФПО достаточными для использования в качестве финансового обеспечения вместо договоров страхования гражданской ответственности (ранее TourDom.ru неоднократно сообщал о невозможности их продления или заключения новых – страховщики не готовы брать на себя риски. – Ред).
«Если туроператоры обнулят свои накопления в ФПО, то в следующем году потеряют право на освобождение от страхования. Им придется либо пополнить фонды до требуемого законом уровня в 7% от общей цены турпродукта, реализованного за предыдущий год, либо искать компанию, готовую застраховать их ответственность, что будет еще проблематичнее, чем сейчас. Таки образом, мы приходим к выводу: возможность использовать средства из ФПО для выплат туристам остается призрачной», – объяснил Георгий Мохов. Всерьез рассчитывать на то, что опубликованные вчера документы как-то облегчат положение туристов, нельзя. Даже если кто-то из туроператоров решит, что он готов направить ФПО на выплаты, деньги туристы в лучшем случае увидят в конце года, да и то вряд ли они получат полную стоимость туров. К отменным сейчас турам в Турцию постановление вообще не имеет отношения, за исключением тех, которые были оплачены еще до 31 марта 2020 года и перенесены на вторую половину апреля и май 2021-го.
«Конечно, нужен другой порядок выплат. Например, чтобы неулетевшие на отдых туристы могли в течение двух недель получать компенсацию. Но сейчас это невозможно, так как размер фондов персональной ответственности намного меньше объема клиентских требований», – продолжил эксперт. Чтобы не допустить ситуации, когда деньги получают только те, кто обращается в первых рядах, остается только формировать реестры и делить накопления пропорционально. Как объясняет Георгий Мохов, сейчас туроператорский ФПО – это некий дополнительный кошелек, содержимое которого распределяется между заявителями по решению владельца, что делает невозможным вопрос оперативного возмещения ущерба по текущим заявкам.