Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Возвращение Boeing в Россию назвали «красивой, но надуманной историей»

При каких условиях компания возобновит поставки самолетов и запчастей?

20.02.2025, 14:06
Возвращение Boeing в Россию назвали «красивой, но надуманной историей»
Фото: ru.wikipedia.org

Бурное обсуждение вызвала новость о возможном возобновлении деятельности корпорации Boeing на российском рынке. Предположения о возвращении западных компаний стали появляться после телефонного разговора между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом и встречи делегаций двух стран. Редакция TourDom.ru выяснила мнение специалистов в области авиации: насколько реалистичен такой сценарий развития событий и при каких условиях авиаконцерн продолжит поставки в РФ техники и запчастей.

Безусловно, Boeing выгодно возобновление работы в России. В условиях санкций отечественные перевозчики заказывают запчасти к американским самолетам через цепочки поставщиков, к ним и уходит часть прибыли. В случае прямых закупок доходы пойдут напрямую концерну.

Правда, для американского производителя российский рынок не является ключевым. По оценкам экспертов, он занимает всего 3% от мирового. По состоянию на ноябрь 2022 года отечественные перевозчики эксплуатировали 246 лайнеров Boeing. Для сравнения, в США летало 3659 бортов, в Китае – 1620, в Японии – 400. Это означает, что недополученная корпорацией прибыль не столь заметна.

В то же время у России большой потенциал для роста. Ранее крупные перевозчики развивали авиапарк в основном за счет иностранной техники: на конец 2021-го у группы «Аэрофлот» было 356 самолетов, 80% из них – боинги и аэробусы. В течение трех лет, с момента введения США ограничений на экспорт в РФ товаров авиационной отрасли, Россия не могла закупать боинги. Часть бортов за это время выбыли, а поступления большого количества отечественных самолетов в ближайшее время не ожидается. 

Поэтому интерес Boeing может состоять скорее не столько в поддержке уже летающих бортов, сколько в поставке новых партий. «На ближайшие два десятилетия емкость российского рынка может быть оценена в 500 млрд долларов, это продажа самолетов и сопутствующих услуг», – говорит главред отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Несомненно, Boeing нуждается и в закупке российского титана. Металл производства РФ – символ качества, притом что цены на него ниже, чем у других поставщиков, поясняют специалисты. Американская корпорация получала из России около трети необходимого количества титана для аэрокосмической отрасли, однако в производстве пассажирских самолетов доля была выше. 

Российские авиакомпании также заинтересованы получить доступ к техобслуживанию боингов, запчастям и т. д. Да и самолеты тоже были бы не лишними, до тех пор пока отечественный авиапром не начнет поставки. «Возможность брать боинги в лизинг облегчило бы жизнь всем перевозчикам, особенно небольшим, которые остро нуждаются в авиатехнике», – уверен руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

«Но мы видим, сколь переменчивой может быть внешнеполитическая повестка, как быстро ситуация может ухудшаться. Поэтому маловероятно, что правительство согласится снова разрешать иностранным производителям захватывать отечественный рынок, – считает Олег Пантелеев. – С другой стороны, есть практика создания СП на территории РФ, в том числе по механообработке полуфабрикатов из титана. В таком формате сотрудничество взаимовыгодно».

В любом случае для возвращения Boeing и других американских компаний нужно политическое решение. Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил Reuters, что это может произойти уже во втором квартале. Очевидно, первыми могут вернуться те, кто работает в отраслях за пределами санкций. Что касается Boeing, то развязать ему руки может Минпромторг США – именно он ввел экспортные ограничения на поставку и обслуживание американских самолетов. А для этого, по всей видимости, понадобится решение конгресса. Переговоров на уровне делегаций и даже президентов России и США недостаточно.

Напомним, что согласно экспортным ограничениям от 24 февраля 2022 года для поставки в Россию любого самолета американского производства или содержащего более 25% комплектующих из США необходима специальная лицензия. 

Один из авиаэкспертов, опрошенных TourDom.ru, назвал публикацию о планах Boeing вернуться в Россию красивой, но надуманной историей, такой же как новость о возобновлении работы в России платежных систем Visa / MasterCard. «Вряд ли эту тему обсуждали Лавров и Рубио. Хотя не исключено, что идут какие-то внутренние консультации. В свете высказываний Трампа все может быть».

Обсудить новость

Ещё по теме