В редакцию обратилась турагент Светлана М. с просьбой разъяснить, вправе ли туроператор менять внутренний валютный курс, не проинформировав заранее?
25 мая у нее забронировали несколько туров, а на другой день в 16 ч стоимость к оплате была пересчитана Pegas Touristik согласно новой котировке, на 10 руб. выше. Соответствующие счета появились в личном кабинете. «Я руководитель маленького турагентства, – говорит Светлана. – Резкое падение рубля у “Пегаса” вогнало нас в долги, пусть и не большие, но дело принципиальное». Она ссылается на договор, где сказано, что туроператор обязан информировать турагента об изменении стоимости заказанного тура и о дате начала действия новых цен. Светлана обращалась в курирующий офис с просьбой выставить счета по курсу, действовавшему на момент бронирования, но ответа не последовало.
В Pegas Touristik на это сообщили, что все заявки агентством не были оплачены и что туроператор несет такие же риски, связанные с изменениями курсов, только в большем масштабе.
Отношения турагентства и туроператора регулируются агентским договором, напоминают юристы. Как поставщик рассчитывает внутренний курс валют, с какой частотой может его менять, как должен уведомлять турагента об этом, в договоре не сказано. К тому же тот факт, что туроператор не сообщил об изменении курса – это вопрос доказывания, считает юрист Игорь Косицын. «Он может сказать, что уведомил, разместив информацию в счете. К тому же 16:00 – это уже конец банковского дня».
Специалист напомнил, что в договоре Pegas Touristik и других туроператоров сказано, что оплата осуществляется в рублях на основании банковского счета, который действителен в течение одного рабочего дня. Этот документ служит основанием для оплаты. «Именно поэтому представители розницы, которые вовремя внесли оплату по турам, забронированным по старому курсу, присылали своим партнерам в подтверждение счет и соответствующую платежку. В результате Pegas Touristik, ANEX Tour и другие туроператоры пошли им навстречу и сделали перерасчет по старому курсу, хотя изначально выставляли недоплату». Турагентам сейчас можно посоветовать оплачивать заявки оперативно, иначе они могут понести убытки, подчеркнул Игорь Косицын.
Юрист сети турагентств «Розовый слон» Мария Чапиковская не столь категорична. Она считает, что в отношении внутренней котировки поставщика турагент мог бы поспорить, но при оплате в тот же день и по старому курсу. «Безусловно, были бы риски, но и шансы были, – говорит специалист. – Сейчас не совсем понятно, о чем спорить, если оплата направлена позже по текущему курсу. Тем не менее можно попробовать написать официальное письмо (претензию), сославшись на нормы договора и на переписку».