15 июня в Центральном доме журналистов прошла пресс-конференция, на которой президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов и председатель совета директоров австрийского Meinl Bank Петер Вайнцирил сообщили подробности заключенной между ними сделки. Несколькими днями ранее она была анонсирована на сайте «Южного Креста» расплывчатой формулировкой: стратегическое партнерство c последующими инвестициями в туристический бизнес. Как выяснилось на пресс-конференции, суть в том, что в собственность банка переходят 50% акций группы компаний «Южный Крест». При этом российская сторона сделки получает долгосрочный кредит в размере 1 млрд рублей по очень выгодной процентной ставке.
Эту информацию журналисты не без труда «вытянули» из выступавших. Ньюс-мейкеры сначала называли сделку «чем-то средним между кредитованием и обменом активами». Старались обойтись без конкретики, зато охотно делились своими наблюдениями и выводами о состоянии отрасли. В частности, Андрей Кузнецов высказал мнение: последние два года отечественный туристический рынок находится в кризисе перепроизводства. Большинство туроператоров сидят на игле оборотки, то есть вынуждены постоянно наращивать производство – в ущерб рентабельности, лишь бы не снижать объемы своих финансовых потоков, поскольку это влечет за собой риск лишиться банковских кредитов.
«Южный Крест» стал зависеть от банков сравнительно недавно – в кризис 2008 года. В прошлом году кредитное тело компании составляло $9 млн, сообщил г-н Кузнецов и добавил, что осенью сделан вывод: пора слезать с иглы. Туроператор стал сокращать объемы на откровенно убыточных направлениях, и его банки-кредиторы, естественно, насторожились. В кулуарной беседе с корреспондентом «БАНКО» предприниматель сказал, что тогда же, полгода назад, напряглись и совладельцы предприятия – люди из нефтяного бизнеса, которым исторически принадлежали 50% «Южного Креста». Андрей Кузнецов и Марина Борисовская, владевшие второй половиной, выкупили компанию в полную собственность. К настоящему времени они сократили сумму банковских кредитов до $5 млн при обороте около $200 млн. И теперь продают 50% оздоровленного бизнеса австрийскому банку.
Председатель совета директоров Meinl Bank Петер Вайнцирил сообщил, что его организация давно ведет бизнес в России, имеет много клиентов из нашей страны, инвестирует в недвижимость, производство продуктов питания и некоторые другие сферы. А с прошлого года изучает российский туристический рынок, и по результатам этой работы принято решение, что имеет смысл в него инвестировать. Чем привлек австрийского партнера «Южный Крест»? «Нам очень импонируют принципы ведения бизнеса, характерные для этой компании, ее стандарты сервиса, корректность по отношению к партнерам», – сообщил г-н Вайнцирил.
В профессиональной среде есть версия, что за австрийским банком на самом деле стоит некий российский инвестор, не желающий себя афишировать. Андрей Кузнецов опроверг это предположение. А на вопрос о том, почему же не состоялась продажа «Южного Креста» собственникам «Трансаэро», о которой так много говорили на рынке, руководитель турфирмы ответил следующее. «Мы с владельцами авиакомпании в свое время активно обсуждали некую идею о структурировании туроператорского бизнеса, и в рамках ее реализации рассматривалась сделка между «Южным Крестом», «Трансаэро» и «Трансаэро турс центр». Однако мы не пришли к пониманию, что это возможно. Тем не менее, «Южный Крест» остается одним из стратегических партнеров перевозчика».
Наблюдатели не исключают, что собственники «Трансаэро» сыграли значительную роль в поиске инвестора для «Южного Креста» – хотят помочь туроператору финансово укрепиться, чтобы потом взыскать с него долги. Редакция «БАНКО» обратилась в «Трансаэро» с просьбой прокомментировать финансовые отношения с «Южным Крестом» (а также верно ли, что долг туроператора перед перевозчиком составляет порядка $9 млн). Ответ перевозчика поступил оперативно: «Туроператор «Южный Крест» в полном объеме выполняет все свои текущие финансовые обязательства перед авиакомпанией «Трансаэро» по летней программе полетов 2012 года. Строго соблюдается график погашения туроператором реструктурированной задолженности по зимнему периоду полетов. Названная в вопросе сумма долга не имеет ничего общего с реальной. У «Трансаэро» нет никаких оснований сомневаться в финансовой устойчивости туроператора «Южный Крест».