12 мая Государственная Дума рассмотрит законопроект, разрешающий авиакомпаниям и другим перевозчикам, а также туроператорам и отелям переносить выполнение обязательств перед потребителями в чрезвычайных ситуациях по решению правительства. Это следует из решения профильного Комитета по бюджету и налогам от 8 мая.
В профессиональном сообществе ждут решения депутатов – для бизнеса важно, чтобы документ был одобрен до того, как откроются компании индустрии путешествий, и прежде всего турагентства. В противном случае они столкнутся с валом претензий туристов, намеренных вернуть свои деньги. Закон, разрешающий отложить выполнение услуг из-за коронавируса и возврат средств, снимет большое количество претензий и позволит урегулировать их в досудебном порядке. 55% участников опроса на TourDom.ru назвали такой закон жизненно важной мерой для турбизнеса. 30 апреля компании отрасли направили открытое письмо в Минэкономразвития и Ростуризм с просьбой принять необходимые меры для разработки изменений в законодательство, чтобы легализовать возможность выдачи туристам туроператорами и турагентами депозитных ваучеров. В течение короткого времени обращение поддержали более 1300 компаний.
Из источников в TourDom.ru поступает информация, что 12 мая законопроект могут принять сразу в трех чтениях. На сайте Госдумы опубликованы положительные отзывы, в том числе и от Комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике. Его руководитель Михаил Дегтярёв, напомним, немногим более месяца назад гарантировал туристам полный возврат денег за туры, чем вызвал возмущение турсообщества и обвинения в популизме.
Теперь, даже с учетом непредсказуемости позиции представителя фракции ЛДПР, значительных поправок в ключевые тезисы законопроекта, который окрестили в туризме «законом о ваучерах», не ожидается.
Если закон будет одобрен в Думе, следующим этапом станет утверждение постановлений, в которых правительство должно указать порядок и сроки переноса обязательств. В туроператорском сообществе называют минимально приемлемый период отсрочки – 12 месяцев. По словам участников прямого эфира с участием первых лиц туроператоров (запись выложена в группе «Трэвел Президиум». – Ред.), это позволит соблюсти требования закона и предложить клиентам туры с сопоставимыми характеристиками: перенести летние туры на лето, а зимние – на зиму.
Однако оптимальным специалисты считают 18-месячный срок. Именно такой сценарий выбрали в Европе, где туристические компании и перевозчики получили право перенести исполнение обязательств до 31 декабря 2021 года и только после этого возвращать деньги туристам.
Единообразие применяемых подходов позволит соединить все звенья, которые формируют туристический продукт в разных странах. И тем самым избежать ситуаций, когда отечественные туроператоры не могут получить возврат от зарубежных отелей и авиакомпаний.
Если же продолжительность отсрочки для российского бизнеса окажется меньше года, достижения законопроекта будут обесценены, риск массовых банкротств повысится значительно. Эксперты уверены, что это понимают в правительственных структурах, но сомневаются в надежности позиции ведомств. На днях в сообществе «Трэвел Президиум» обсуждался проект, 30 апреля направленный в Минэкономразвития главой Ростуризма Зариной Догузовой (редакция располагает копией). В нем агентство предлагает обязать туроператоров вернуть деньги туристам по их требованиям с рассрочкой в 90 дней. На документе источники TourDom.ru рассмотрели визу заместителя начальника управления международного сотрудничества Ирины Сергеевой, которую считают основным лоббистом этой идеи.
В сообществе такие действия ведомства «за спиной» турбизнеса восприняли крайне негативно и назвали попыткой зачистки рынка в пользу монопольных позиций крупных игроков.