Альянс туристических агентств (АТА) обратился к главе Ростуризма Зарине Догузовой с просьбой призвать туроператоров к корректному поведению на рынке (письмо есть в редакции). Организация «считает целесообразным и необходимым предусмотреть возможность изменения внутренних курсов валют туроператорами не чаще одного раза в один банковский день. Это позволило бы туристам и турагентам с уверенностью планировать бронирование и оплату турпродуктов, несмотря на изменение курсов валют в любую сторону». В условиях существенного повышения котировок турагенты вынуждены либо предлагать туристам доплатить, что вызывает конфликты, либо вносить деньги из своих средств, что приводит к большим потерям.
Редакция TourDom.ru выяснила у экспертов, вправе ли поставщики резко и без предупреждения повышать внутренние курсы валют. «Отношения турагентства и туроператора регулируются агентским договором. Как поставщик рассчитывает курс, с какой периодичностью может его менять, как должен оповещать об этом, в договоре не сказано. Обязательство турагента по передаче денежных средств поставщику считается исполненным с момента их зачисления на счет туроператора. Все материальные риски, связанные с курсом валют, являются рисками турагента», – прокомментировал юрист Игорь Косицын.
Однако это не значит, что туроператор всегда может требовать доплату, ссылаясь на внутренний курс, так как выставленный счет действителен в течение одного банковского дня и почти у всех туроператоров в договоре есть эта информация. Если турагент сделал оплату в срок и деньги поступили поставщику в этот же день, заявка считается оплаченной. В этом случае туроператор не может пересчитать стоимость тура. Если курс был изменен, а деньги на расчетный счет туроператора не пришли, то агенту необходимо внести соответствующую доплату.
Может ли представитель розницы попросить клиента доплатить курсовую разницу по заказанному туру? «Если заявка оплачена туристом полностью, однозначно нет, – уверен юрист. – Если клиент внес деньги “сегодня”, а турагент платит “завтра”, впутывать в это туриста нельзя. При необходимости турагент должен сам разбираться с туроператором».
При неполной предоплате заявки турист должен внести оставшуюся часть по новому курсу. «Многое зависит от того, как вопрос доплаты сформулирован в договоре с туристом, – говорит юрист сети “Розовый слон” Мария Чапиковская. – Чаще всего там содержится пункт о возможности изменения цены либо о необходимости доплаты по курсу на соответствующую дату. Турист, безусловно, вправе отказаться, но тогда это можно трактовать как отказ от турпродукта, и спор дальше будет идти по поводу осуществления возврата».