Известный американский инвестор, миллиардер Джим Роджерс высказал заинтересованность во вложениях в туротрасль России. «Я ищу возможности на российском рынке – особенно в сфере туризма, пережившего катастрофическое время», – сообщил он в интервью РБК, опубликованном 13 августа.
Свою инвестиционную стратегию г-н Роджерс основывает на том, что наиболее просевшие в кризис сферы экономики, в том числе транспортная, туристическая, – всё, что связано с путешествиями, имеет максимальный потенциал для восстановительного роста. Соответственно, именно на них в перспективе можно хорошо заработать.
В инвест-портфеле миллиардера уже есть российские активы – акции «Аэрофлота», «Фосагро», транспортных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Гендиректор инвестиционной компании «Индиго Девелопмент» Роман Еремян обращает внимание на тот факт, что в большинстве своем это публичные, экспортоориентированные структуры, зачастую – пользующиеся господдержкой. Однако в российском туризме попросту нет компаний, ценные бумаги которых свободно продаются и покупаются на бирже. Конечно, в нашей стране представлены международные гостиничные бренды, но приобретение их акций – вложение не столько в российскую, сколько в мировую индустрию гостеприимства. Эксперт скептически смотрит и на вероятность покупки иностранцем туристических активов в России: «Инвестиции осуществляются в долларах, а выручка на внутреннем рынке – рублевая. Только за последний год наша валюта упала на 18%, а на 20-летнем временном интервале она теряет в стоимости в среднем 10,5% ежегодно. Сомнительно, что при такой динамике возможна приемлемая для международного инвестора отдача». По мнению Романа Еремяна, слова Джима Роджерса о заинтересованности во вложениях в российский туризм не стоит трактовать как реальные намерения. Скорее, это жест вежливости и стремление сделать комплимент нашей аудитории.
Напомним, известно несколько прецедентов покупки российских туроператоров иностранными структурами, но не универсальными инвесторами, а профильными – международными туристическими холдингами или их владельцами. Последний по времени пример – приобретение «Интуриста» собственником ANEX Tourism Group Нешетом Кочкаром в ноябре 2019 года.