Редакция TourDom.ru обратилась к руководителям туроператорских компаний за выводами об итогах года и прогнозами предстоящих событий. Спойлер: большинство наших экспертов оказались весьма позитивны.
Так, Анатолий Гаркушин, директор «Пантеона», считает отсутствие плохих новостей уже хорошей новостью. Действительно, в последние годы турбизнес переживал такие потрясения, что удивить, испугать и деморализовать специалистов отрасли теперь сложно. А поскольку в этом году компаниям не пришлось резко прекращать программы, разворачивать самолеты в небе, блокировать продажи в высокий сезон, все остальные ситуации кажутся решаемыми в рабочем порядке.
По мнению Яны Муромовой, зам директора Anex, многие компании отрасли особенно сильно ощутили дефицит кадров. Решения, как правило, искали «внутри себя» – повышали квалификацию сотрудников, создавали центры компетенции на базе лояльных агентов из франчайзинга.
«Важность командной работы возросла не только внутри компаний, но и в рамках отрасли. Мы учимся договариваться между собой и общаться с рынком, находя точки соприкосновения наших интересов. Двигаемся в одном направлении. Это длительная работа, результаты которой сложно оценить в краткосрочной перспективе, но даже небольшие изменения будут иметь серьезное влияние на взаимодействие в 2025 году», – сказала Яна Муромова.
Даже конкурентов объединяет общая цель – не допустить провалов и потрясений, которые могут повлиять на весь рынок. А значит, и стать причиной «закручивания гаек» со стороны государства. Уже появился законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, который пополнялся бы за счет отчислений с продажи каждого тура за границу. При этом задействовать его хотят для решения проблем, возникающих в том числе в сфере внутреннего туризма. Туроператоры видят в этом несправедливость и прогнозируют рост своих издержек.
Анатолий Гаркушин считает одним из важнейших событий для всех туроператоров, в том числе по внутреннему туризму, адаптацию к работе с ГИС «Электронная путевка». «Несмотря на сложности переходного периода, процессы выстроили, аттестацию прошли, готовы к любым новым законодательным инициативам, нас уже ничем не испугаешь. Конечно, хотелось бы, чтобы диалог между властью и турбизнесом был более продуктивен, в этом году прошло несколько открытых дискуссий подобного плана, надеюсь, что в следующем тенденция продолжится, а важные решения будут приниматься консолидированно», – сказал он в интервью нашей редакции.
Руководители туроператоров отметили, что в 2024-м, несмотря на санкции, стало больше рейсов за границу. Например, возобновилось прямое авиасообщение с островом Бали. Расширение перевозки в Китай сделало более доступной Японию и другие страны, куда теперь можно добраться со стыковкой.
Это увеличило возможности для путешествий, однако в конце года рост спроса на международный туризм натолкнулся на резкое ослабление рубля. Не исключено, что в 2025 году тенденция продолжится. А значит, туроператоров ждет обострение конкуренции.
Однако ждать снижения цен на туры не стоит, так как демпинг уже не дает прежних результатов в виде значительного роста продаж. Международный туризм сейчас – это удел обеспеченных туристов. Они обращают внимание на соответствие качества услуги своим вложениям.
«Туристу стали важны слоты вылетов. Никто не хочет терять день отдыха, вылетая, например, днем. Есть борьба за каждый час в путешествии», – обратила внимание Яна Муромова.
Отчасти с этим связана еще одна тенденция: больше туристов хотят лететь на регулярных рейсах, растет популярность GDS-туров. «Об этом, в частности, свидетельствует лидерство группы компаний “Аэрофлот” по всем направлениям. Яркий пример – Турция, где “Аэрофлот” выполнил объем более 50% от всей перевозки. Обилие разнообразных доступных опций позволяет туристам выбирать более гибкие варианты путешествий», – сказал гендиректор TEZ TOUR Воскан Арзуманов.
«Поскольку клиенты становятся более избирательными, увеличивается ценность профессионального турагента, – уверен Анатолий Гаркушин. – Тенденция на будущий год для агентского рынка – большая сегментация. Роль агента с функцией "найти, где дешевле" будет все менее значимой: уже сейчас ее легко берут на себя агрегаторы. А запрос на профессионализм и экспертность, наоборот, вырастет. Конкуренция между агентами будет ужесточаться. Зато выигрывающие в ней турфирмы смогут рассчитывать на более лояльные условия работы с выбранным туроператором».
От нового года в туркомпаниях ждут в первую очередь экономической стабильности. «В качестве перспективных направлений видим Юго-Восточную Азию и Африку, – говорит Воскан Арзуманов. – А при смягчении визовых формальностей возможен рост интереса туристов к европейским странам».