В турбизнесе обсуждают сообщения, которые вчера получили розничные партнеры туроператора Библио-Глобус. «Уважаемые коллеги, в связи с корректировкой полетной программы до 8 апреля 2022 года рейсы в Турцию отменены. Предлагаем рассмотреть туры с вылетом 9 апреля и далее по цене сайта, либо аннуляция без ф. з. (фактических затрат. – Ред.)», – указано в рассылке.
По информации турагентств, отмена касается рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, из Северной столицы они были запланированы с середины марта.
Согласно одной из обсуждаемых версий, Библио-Глобус отложил начало полетной программы из-за резко упавшего спроса на туры. Однако, как сообщил TourDom.ru источник в компании, решение может быть обусловлено другими причинами: у российских авиакомпаний пока нет ясности по поводу возможности дальнейшей эксплуатации самолетов. Санкции обязывают вернуть все аэробусы лизингодателям до 28 марта. К блокаде авиаотрасли сегодня присоединился «Боинг» – компания приостановила техническое обслуживание и поставки запчастей для российских перевозчиков.
А/к «Россия», эксклюзивным партнером которой является Библио-Глобус, эксплуатирует суда и Airbus, и Boeing. Всего в ее парке 59 лайнеров этих компаний, все они находятся в иностранном лизинге. Исключение – 8 самолетов «Боинг 747», принадлежащих структуре Сбера – «Сбербанк Лизинг». Это наследство, доставшееся авиакомпании от «Трансаэро». Но и с их эксплуатацией есть проблемы из-за ограничительных требований производителя.
Заметим, одновременно с Библио-Глобусом программы полетов в Турцию отменили «Уральские авиалинии» – речь о мартовских вылетах из аэропорта Жуковский в Стамбул.
Совпадение или нет, но именно в Стамбуле авиакомпании «Победа» пришлось оставить один из самолетов из-за претензий ирландского лизингодателя. Это случилось 27 февраля.
Пассажиров вывезли на другом самолете, который предоставил китайский лессер. Но учитывая, что это не единственный случай, когда у наших авиакомпаний отбирали самолеты, очевидно, авиакомпании с госучастием и связанные с ними туроператоры будут проявлять максимальную осторожность, чтобы не допустить накопления рисков, связанных с невозможностью эвакуации туристов при тотальном дефиците авиатехники.
Как показывает опыт, быстро найти выход из ситуации удается далеко не всегда. На Мадейре до сих пор не могут вылететь около 200 туристов и участников рекламного тура туроператора TUI Россия. Они должны были вернуться в Москву еще в минувшее воскресенье, но оказались заблокированы на португальском острове из-за запрета на полеты российских авиакомпаний через воздушное пространство ЕС.
По информации экспертов, сейчас туроператоры и авиакомпании находятся в поиске решений, которые позволят продолжить выполнять полеты за рубеж без рисков ареста техники и проблем для пассажиров и туристов.