В турбизнесе Беларуси крайне неохотно комментируют последствия готовящихся санкций ЕС, которые изолируют местных перевозчиков от европейского неба. А если даже и соглашаются говорить на эту тему, то уклончиво: «Запрета на полеты пока нет. 27 мая будет заседание правительств стран ЕС, где вопрос будет в повестке дня, хотя его могут и перенести на другое заседание. Сейчас пока есть точечные отмены – Великобритания, Франция, Литва, Швеция», – сказали корреспонденту TourDom.ru в белорусском туроператоре.
И всё же один из экспертов на условиях анонимности согласился поделиться мнением о последствиях европейской блокады: «Если запрет на авиасообщение затронет и регулярное, и чартерное расписание “Белавиа”, то для туррынка Беларуси это будет катастрофа похлеще ковида. Это затронет сотни тысяч белорусов, которые забронировали себе туры. Есть среди туристов и россияне, планировавшие вылетать на отдых из Минска, правда, таких немного. Турция, Египет, Тунис, ОАЭ – по этим направлениям у нас летают чартерные рейсы, их, конечно, вряд ли коснется запрет. Но Греция и Кипр тоже оказались под вопросом. Мы очень надеемся, что не запретят транзитные направления – Албанию, Черногорию, Сербию. Эти страны не входят в Евросоюз, но, чтобы долететь до них, надо пересечь территории стран Евросоюза».
«Известия» со ссылкой на директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого сообщают, что из-за санкций ЕС уже в 2021 году перевозчик может потерять около 50 млн долларов – на долю закрытых стран приходилось порядка 45% объема «Белавиа». Александр Ланецкий также полагает: нацперевозчик Беларуси и минский аэропорт недосчитаются порядка 1 млн пассажиров.
Аналитик «Национального рейтингового агентства» Алла Юрова напоминает: экономика аэропорта до пандемии во многом зависела от доходов с транзитных пассажиров международных рейсов. В 2019 году трафик минского аэропорта составлял 5 млн пассажиров, в 2020 году из-за общемирового локдауна он снизился на 62%. Если к этому добавятся санкционные ограничения, восстановлению объемов не поможет даже открытие границ.
Обоснованность негативных прогнозов подтверждают действия самой «Белавиа», которая в срочном порядке готовится снижать издержки и сокращать штат, о чем стало известно 25 мая – в сеть попал документ за подписью генерального директора авиакомпании.