Руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев предложил закрепить в законодательстве право пассажиров продавать ваучеры за отмененные авиарейсы. Об этом он заявил во вторник, 30 июня, в ходе онлайн-брифинга Ассоциации европейского бизнеса. Кроме того, глава ведомства настаивает на том, чтобы у клиента была возможность альтернативного выбора – получить деньги или сертификат на новую поездку.
Глава ведомства не подвергает сомнению, что сами по себе ваучеры как механизм будут в ближайшее время узаконены. Этот вопрос сейчас находится фактически на последней стадии принятия. На официальном сайте нормативно-правовых актов опубликован проект постановления правительства, который дает право перевозчикам отложить на три года выплату клиентам за отмененные из-за пандемии COVID-19 полеты.
Выбор между возвратом средств и получением ваучера, по мнению экспертов, – важная для потребителей возможность. Уже сейчас авиакомпании ставят многочисленные преграды по их использованию – пассажиры опасаются, что не смогут получить равноценную услугу, им придется доплачивать за новый билет. Однако в случае принятия поправок от ФАС не избежать вала запросов на выплаты денег, которых нет у авиакомпаний, несмотря на обещанные субсидии и начало восстановления полетных программ по России. Поэтому лоббисты всячески возражают против такого сценария.
Корректировка проекта с целью законности продажи ваучеров более реальна, она не приведет к прямым финансовым потерям перевозчиков, но и предотвратит возникновение теневого рынка сертификатов, – сказал TourDom.ru один из собеседников. Кроме того, клиентам авиакомпаний, у которых изменились планы полетов, будет удобнее вернуть нереализованные обезличенные ваучеры агентам, у которых они приобретались. Однако вряд ли с этим согласятся перевозчики. «Если дать возможность всем перепродавать ваучеры, пострадают обычные продажи у авиакомпаний. Люди предпочтут приобрести сертификат за 15 тысяч рублей, чем такой же билет на сайте авиакомпании за 20 тысяч. Поэтому перевозчики будут устанавливать квоты на рейсах по использованию ваучеров, а также другие ограничения, например, по классу обслуживания, т. е. делать всё, чтобы пассажирам всё-таки бронировали билеты», – считает один из собеседников TourDom.ru.
Эксперты полагают, что если проект правительственного постановления в отношении авиакомпаний изменится под нажимом ФАС, такая же судьба ждет и другие аналогичные антикризисные нормативы, в том числе касаемые турбизнеса. В части «обезличивания» обязательств это будет вполне приемлемой мерой для туроператоров и турагентов – уже сейчас розница просит поставщиков предоставить возможность «переписать» туры с одних клиентов на других.
Совсем иная реакция может последовать в случае, если правительственный документ обяжет турфирмы возвращать деньги всем туристам по их требованию – большинство компаний с этим не справится. Так что эксперты надеются на принятие компромиссного варианта, когда исключения по возврату средств будут сделаны только для клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.